АЛЕКСАНДРА ПОРШНЕВА.
Дневниковые заметки о кинофестивале. День третий.
Прошел третий день кинофестиваля, который принес как положительные эмоции, так и ощущение отчуждения.
На пресс-конференции с создателями фильмов вчерашней программы («Прикосновение ветра», «Чума в ауле Каратас») было достаточно контрастно. Композитор Анджей Петрас и продюсер картины Анастасия Разлогова рассказали о некоторых интересных моментах при съемке картины: о работе с актрисой Юлией Ауг, о создании оригинального музыкально-изобразительного фона, находящегося на стыке западной и восточной культур. И в целом встреча прошла замечательно, за исключением некоторых вопросов, находящихся в плоскости очевидных. Адильхан Ержанов в очередной раз пытался донести, что понятие социального кино определенно неверное – кино, в принципе, как искусство социально. Звучали повторяющиеся вопросы о времени суток съемочного процесса. В итоге Ержанову не оставалось ничего кроме как разжевать картину, объяснив чуму как косность мышления. После рассказа о разборе фильмов на фестивале «Киношок» (где А. Ержанов получил Гран-при), режиссер утвердил, что критики в нашей стране нет, потому нет настоящего осмысления и разбора кинокартин. Кажется, чума в тот момент действительно была среди нас…
То самое ощущение отчуждения возникло в момент так называемого круглого стола под названием «Кинопроизводство Казахстана: тенденции, жанры, люди». Потому как круглым столом со всеми вытекающими обсуждениями, разговорами и разборами полетов, это и не назовешь. Хэдлайнерами мероприятия стали Акан Сатаев, Нуртас Адамбай, Жасулан Пошанов, которые и собрали вокруг себя толпу поклонников. Здесь же были продемонстрированы тизеры и трейлеры выходящих в скором времени на экраны фильмов «Тараз», «Районы» и «Путешествие в Кашгар». Здесь же скромно представил свою картину «Свидетель дела №6» Серик Абишев, которая, надо отметить отличается не только независимостью бюджетной, но и идейной, потому как картина создана в рамках движения «Партизанского кино» со всеми вытекающими художественными изысканиями. Жасулан Пошанов представил невообразимую экшн-историю о Чокане Валиханове, где известный исследователь был по желанию авторов представлен как казахский Индиана Джонс. Надо сказать, что чувства это заявление вызвало смешанные, и не от того, что мы застряли в традиционализме (в отрицательном понимании этого слова – «чума»), а от того, что известная личность, чей трагический образ был отражен в прекрасном фильме «Его время придет», становится комиксовым персонажем. Всё упрощается и становится плоским. И любви во всём этом не чувствуется.
Ложку меда в котел искусственности добавили результаты Питчинга. Победителями трех главных номинаций (а третью специально учредили Джованни Роббиано и Биргит Боймерс) стали Катерина Суворова с документальным проектом «Из жизни планет», получившая пост-продакшен на студии «Кубик», Аян Найзабеков, чей проект «Безмолвное путешествие» стал лучшим короткометражным проектом, и выигравший работу над сценарием с Джованни и Биргит «Английский для начинающих» Вениамина Илясова. От себя хочу добавить, что очень верю в ребят, так как за каждым из них стоит творчество, в котором есть место и мыслям, и чувствам, и особенному почерку. Картины Вениамина наполнены чувственностью и невероятной изобразительной культурой, сочетающей в себе элементы восточной миниатюры и шика Рустама Хамдамова. Аян – режиссер драмы, его темой являются отношения отцов и детей, которые на сегодняшний день воплотились в его дипломной работе «Отец». С творчеством Катерины Суворовой пока, к моему большому сожалению, не знакома, однако очень надеюсь увидеть ее картину «Завтра море» на фестивале «Клик» у нас, в Астане.
Так, в кадр современного кинематографа вошли три молодых кинематографиста, первой любовью которых является кино.