ЕВГЕНИЙ ЛУМПОВ
Кто только не спасал Америку в кино: и нефтяник-астронавт, и клерк-инопланетянин и даже миллионеры с нарциссическими расстройствами личности. Ныне все они, видимо, слишком заняты борьбой за место под солнцем кинокомикса, поэтому из перста Голливуда, указующего всем на то, как надо жить был высосан еще один супергерой – Канабис-мэн.
Теперь шутки в сторону: фильм «Ультраамериканцы» поместил способности Бонда, Ханта и Борна в тело Майка Хоуэлла – бухенвальдского крепыша с биполярной влюбленностью: одной частью мозга он любит свою подружку Фиби, а другой – травку. И если прошлое творение режиссера Нимы Нуризаде − «Проект Х: Дорвались» было одой пубертатного алкоголизма, то нынешнее – реверанс несанкционированному курению.
Терапевтического эффекта, пропагандируемого Минздравом Голландии, у фильма нет. Напротив, с фанатизмом сумасшедшего проповедника Нуризаде размахивает перед зрителем кадилом своего творческого «Я» и окуривает почти каждый кадр новоиспеченного шедевра. Сквозь дым проступают невнятные главные герои – любитель комиксов и его пассия. Он – в поте лица спит за прилавком магазинчика, она – тщательно скрывает свою шпионскую деятельсть. Раздражают оба. Если в спецагента весом сорок килограмм еще можно поверить, то в бойцовские способности актера Джесси Айзенберга – никак. С подружкой еще веселее: только безногий еще не пнул актерскую игру Кристен Сюарт, как вот им новый повод – вынужденная необходимость отыгрывать и холодную расчетливость и безумную (возможно, из-за употребления самокруток) влюбленность. Перевоплощение актеров ограничилось волосами – она перекрасила (оцените уровень самопожертвования!), он – отрастил и всем рассказывал, как посещал курсы укурковедения у своего двоюродного брата Эндрю. Вероятно сценарий Макса Лэндиса, накрепко повязанного с телесериалами был не на много объемнее, чем персонажи «Ультра», потому как не удались и главный злодей Тофера Грейса (его немного спас дубляж Дениса «Куражбомбея» Колесникова) и главная помощь извне – Конни Бриттон. Словом, по игре и персонажам фильм провалился».
А вот по воплощению (крамольно было бы сказать «художественному») – провалился вдвойне. Дым есть – огня нет. Баталии мелким оптом паразитируют на стиле Джеки Чана – в злодеев летят утюги и сковородки, но летят сомнамбулически и искры в глазу героя не проскальзывает даже в момент осознания себя крутым. Впитав остатком трезвомыслия секретный пусковой код, он вдруг превращается в машину для бойни, но должным образом обыграть эту метаморфозу отказывается и продолжает в угаре плыть. С ним вместе плывет и действие – невнятно и неинтересно. Штампованные мясники с глупыми кличками утопают в ядовитом освещении и если это режиссерский намек на психоделику, значит кино, как искусство изобрел именно Нуризаде – шах и мат критики!
В итоге против воли и антипатии приходится болеть за антагониста, ибо только конец главных героев способен остудить дымящийся мозг. Но этого, разумеется, не происходит. Фильмов о победе наркоты над злом много, но большинство из них спасается элементарно – юмором. «Ультраамериканцы» же о юморе ничего не слышали. Вялые ужимки и моменты тупого оцепенения в стиле «Гриффинов» могут, конечно, вызвать смех у ценителей телеканала «СТС», но этого как-то недостаточно. Еще больше существует фильмов о том, как пустышка становится спецом – там есть предыстория, мощная секретная организация, стиль. А здесь только дым. Он съедает все: то, что должно быть дракой (боевик все-таки!) становится возней нанайских мальчиков, то, что должно быть интригой становится невразумительной болтовней, а то, то должно вызвать эмоции в конце концов убивает их на корню.
Про такие фильмы любят говорить, что они снимались так сказать «под воздействием» и что смотреть их нужно в соответствующем состоянии, но это все шутки и они в данном случае куда смешнее своего объекта. Фильм не стоит ни полутора часов жизни, ни запрашиваемых за билет денег. Мысль он рождает только одну: странно, что такие творения не предваряет титр «Минздрав предупреждает».