Дорогу осилит идущий!

В Казахском национальном университете искусств завершился online-конкурс студенческих фильмов. Своими впечатлениями поделилась член жюри, киновед Камила Габдрашитова.  

Бауыржан Рамазанулы Ногербек говорил, что конфликт между поколениями полезен в творчестве, он становится катализатором новых идей, свежего взгляда, неординарных решений. При просмотре конкурса студенческих фильмов КазНУИ мы отчетливо увидели, какие они, молодые, другие, но такие похожие на своих мастеров. В этих словах нет парадокса, потому что это абсолютно закономерное развитие казахского кино: молодые уже не хотят, как дети быть, похожими на старших, они хотят быть собой, но багаж знаний и вкуса, заложенный в них, является основой их творчества.

В конкурсе участвовало 26 фильмов, по которым можно изучать в целом динамику киношколы «Шабыта», что и является целью нашей работы.

Во-первых, приятно удивило многообразие тем, затронутых в фильмах студентов. Наравне с «вечными» темами о добре и зле также присутствовали фильмы на злобу дня. Часто последние после просмотра оставляют мрачное осознание безысходности, печали от того, что нас окружает такая действительность. Среди конкурсных работ прежняя всеобщая депрессия уступила место личному переживанию острых тем. Чтобы не быть голословными, остановимся на некоторых фильмах подробнее.

В фильме «День зарплаты» Амира Аменова мы наблюдаем за простым сюжетом, охватывающим сутки, но успевающим так много рассказать о своих героях.

Кадр из фильма «День зарплаты»

Здесь видна четкая режиссерская концепция, выраженная в простоте и лаконичности киноязыка. При явной повествовательности, многие детали в качестве метафор не выбиваются из общей канвы образности, а подчеркивают поэтику фильма. И всем кинематографистам понятно, что за простотой киноязыка стоит большая работа над драматургией и монтажом. Главное, что при ровном ритме фильма и относительного эмоциональном спокойствии картины мы чувствуем высокий уровень искренности автора фильма.

Вообще искренность является яркой чертой фильмов, представленных на конкурсе. Конкурсанты показали в своих фильмах те проблемы, которые действительно их беспокоят. Многие смогли это изобразить кинематографически грамотно. К примеру, открытием конкурса можно назвать фильм Адиля Нурмухамбетова «Однажды в парке». Фильм отличает лирическое воплощение юности и любви.

Кадр из фильма «Однажды в парке»

Светлая и такая невинная атмосфера влюбленности молодых людей показана с помощью субъективного взгляда молодого человека. При этом заметно влияние мастеров мирового кинематографа: можно увидеть отсылки к Чаплину, Ким Ки Дуку, французскому авангарду, но все отсылки пропитаны очень личным отношением режиссера. Музыка вырастает из мелодии любви на одной струне до полноценного звучания оркестра, а после финальный аккорд дает нам надежду на лучшее, несмотря на то, что герой уходит в горизонт без возлюбленной. Обычные образы, встречающиеся в парке, в этом фильме обретают смысл, наполненный самыми разными эмоциями. Не это ли и есть проявление любви?

Схожи по настроению фильмы «Час до дискотеки» Лауры Мухиевой, «Поцелуй в курилке» Малики Тасбулат и «Дурак» Дамира Бешакова. Но воплощение идеи в фильмах совершенно разное. В первом фильме режиссер пытался собрать в кинопроизведении все виды искусства, тем самым показав мечты и действительность героини, но недоработки выявили нам некоторую искусственность фильма.

Кадр из фильма «Час до дискотеки»

На наш взгляд, в фильме «Поцелуй в курилке», наоборот, некоторая наигранность стала еще одной деталью, создающей стилевую целостность лирической картины.

Кадр из фильма «Поцелуй в курилке»

В фильме Дамира Бешакова, несмотря на пренебрежение кинематографическими выразительными средствами, когда вся суть фильма выражена в диалогах, название, буквально данное в конце, придает наивному фильму оттенок иронии и не дает фильму скатиться в мелодраму.

Кадр из фильма «Дурак»

Продолжают тему фильмы Алмаса Жусупова «Слова» и «Антайтлед». Здесь мы видим некое выражение постмодернизма, когда автор с помощью сатиры и абсурда говорит о нашей действительности. Насмешка легко читается в этих фильмах, однако она остается идеей фильма, а не средством ее реализации. Думаю, что при дальнейшей разработке данной темы автор сможет создать более глубокие работы.


Тизер фильма «Антайтлед»


Серьезные и глубокие идеи заложены в фильмах Шугылы Сержан «Имя моей матери Счастье» и Назерке Базарбаевой «Гости» («Қонақтар»). Вопросы, затрагиваемые в обоих фильмах, касаются печального изменения казахского менталитета, именно печального: ярко видна оценка авторов, которая, однако, не навязывается зрителю. В фильме Шугылы интересно подана основная мысль, которая пострадала от некинематографичного воплощения. По ее дебютной работе мы знаем, какой потенциал режиссера поэтического кинематографа заключен в Шугыле, но именно в этой картине многие важные моменты отражены повествовательно, здесь они «звучат» банально, тем самым снижают уровень картины.

Кадр из фильма «Имя моей матери Счастье»

Конечно, это не изменяет намеченного курса и формирующегося стиля молодого режиссера, остающихся всегда в художественных рамках киноискусства. В фильме Назерке отрадно использование повести Т. Абдыка в качестве первоисточника, само обращение к казахской литературе. Но опять-таки как экранизация фильм оказался слабым. Как говорил в свое время Питер Гринуэй, фильмы не должны быть иллюстрациями к романам XIX века, то есть, фильмы должны быть рассказаны языком кино, а не оставаться переложением литературы на пленке. Но нельзя не отметить искренний интерес режиссера к теме, поднятой в фильме. Будем надеяться на дальнейшие поиски автора в этом направлении.


Тизер фильма «Гости» («Қонақтар»)


Среди анимационных работ очень понравилась картина «Ластик» Алиби Мукушева. Простая и технически незатейливая работа несет в себе философский вопрос о бренности бытия. Хоть формулировка весьма пафосная, она достаточно точно передает основной посыл фильма. Думается, зрители по-разному поймут данное произведение: сизифов труд, самопожертвование, неблагодарная работа санитара – ластик олицетворяет все вышесказанное, от чего его образ выходит за рамки канцелярских принадлежностей и заставляет задуматься.

Кадр из фильма «Ластик»

Также в конкурсе было представлено несколько документальных картин, уровень которых, к сожалению, оказался не так высок. Несмотря на любовь авторов фильмов к своим героям, не всегда в картинах удалось эту любовь выразить. Герои всех неигровых фильмов очень интересны, но показаны несколько шаблонно, их уникальность представляется как эксплуатация образа для создания рядовой курсовой работы. О бережном отношении к своему герою говорить не приходится.

Нас обрадовало умение снимать интересные истории, но часто не все из них могут похвастаться хорошей драматургией, это, конечно, сказывается на качестве фильмов. Большой проблемой оказалась слабость и неуместность актерской игры в отдельных фильмах. Вдвойне обидно, что такой недостаток буквально сводил на нет всю концепцию некоторых замечательных фильмов. Немногие режиссеры и операторы, снимавшиеся в фильмах, смогли естественно вести себя на камеру, в конечном итоге наигранность непрофессионалов режет глаз и портит впечатление от всего произведения. Стоит задуматься над работой кастинг-директора: во многих фильмах, судя по финальным титрам, такого специалиста не было. Также в погоне за атмосферностью работа художников на экране принимала вид театральной постановки, когда «задник» выполняет лишь декоративную функцию. К примеру, многие театральные критики говорят о загруженности спектакля декорациями и костюмами в современном казахском театре при интересной идее и хорошей актерской игре, не хотелось бы наблюдать подобное и в кинематографе. Например, дисгармония в передаче другой эпохи художником картины и современным типажом актера в одном фильме можно было бы избежать, обратившись к минимализму: все лучше, чем искаженное представление об эпохе.

При всех недостатках и погрешностях в картинах, в них ярко видна искренность авторов, желание рассказывать через экран о своих переживаниях, это выгодно отличает студенческие работы. Представленные на конкурсе картины неидеальны, но мы имеем право на ошибки. Как сказал своим студентам Ерлан Нурмухамбетов: «Вам сейчас можно снимать, что угодно, пока Вас ничто и никто не ограничивает».

Также хочется отметить общий достаточно хороший уровень режиссеров. К примеру, на МКФ «Бастау» прошлого года лишь единичные картины вызвали резонанс, уровень киношколы КазНУИ в этом плане радует своими поисками и достижениями. Еще в прошлом году эти студенты затруднялись в ответе об особенностях поэтического реализма и ошибались, называя имена режиссеров мирового кинематографа, а сегодня используют их цитаты для воплощения собственной идеи в фильме. Конечно, им предстоит огромная работа над поиском киноязыка и самоидентификации в казахском кино, ведь в конечном счете поколение постволновцев уже не так молодо как десять лет назад, их волнуют несколько другие проблемы нашего общества. Казахское кино нуждается в свежем воплощении, в молодых кинематографистах, знающих, что они хотят выразить в своем искусстве. Дорогу осилит идущий!

Vosmerka

Сайт о кино.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.