ЕВГЕНИЙ ЛУМПОВ.
Недавно в отечественном кинопрокате с едкими отзывами недоброжелателей билась за своего зрителя комедия «Славные парни».
Ругать американские комедии за непробиваемую тупость, вульгарность и ярко выраженный наркотический флер уже стало настолько привычным делом, что и смотреть очередное творение попросту нет желания. Однако сквозь какофонию ругательств и стеба нет-нет да проскакивают добрые слова от компетентных лиц. Именно так прокладывала себе дорогу к зрителю комедия «Славные парни».
И первый же довод в пользу того, чтобы посмотреть ее – режиссер Шейн Блэк. Да, список его режиссерских работ невелик и доселе не впечатляющ. Он сценарист-перебежчик. Но зато, какой сценарист! Именно из под его пера (печатной машинки/ноутбука/планшета) вышла знаменитая серия фильмов «Смертельное оружие» с Мэлом Гибсоном и Денни Гловером в главных ролях. Так что если кто и мог рассказать интересную историю о двух напарниках-неудачниках, распутывающих клубок запутанных преступлений, то это он. Сценарий прописан мастерски. Перипетии следуют одна за другой, повороты сюжета увлекают и удерживают внимание от первой до последней минуты. И при этом, персонажи фильма имеют объем. Они не картонные, хотя и являют собой собирательные образы, включающие ряд клише и повторов. В иных фильмах подобные дефекты стараются маскировать экшен сценами или фишками изображения, но только не здесь. В «Славных парнях» есть и то и другое, но все работает на сюжет и на героев. Каждая ситуация, каждый диалог или монолог делает в героев все более знакомыми зрителю и все более правдоподобными. Даже антагонистов. В кои-то веки последние наделены двойным дном и воспринимаются не как однобокие роботы, запрограммированные на пакости и подлости всех мастей, но как люди со своей правдой, которая и заставляет их делать то, что потом приходится расхлебывать горе-детективам.
И это еще не все. Сценарий изящно заточен под детективную историю. Отсюда и все необходимые элементы оной – преступления, теории, подозреваемые, свидетели и ложные финалы. Наблюдать за историей действительно интересно даже тогда, когда уже ясно кто и в чем виновен, ведь работает старый добрый принцип: «зритель знает то, чего не знают герои». Шейн Блэк явно был отличником в школе сценарного мастерства. Он даже ухитрился насытить повествование насущными проблемами, как то проблемы отцов и детей, индивида и общества, и даже защиты окружающей среды. Но не пугайтесь, все эти темы совершенно ненавязчивы. Они проходят по касательной и станут глубокомысленными, только в том случае, если вы после просмотра решите задуматься именно над ними вместо того, чтобы обсуждать героев, ситуации и фильм в целом. А обсудить будет что! Даром что ли в фильме блистают Рассел Кроу и Райан Гослинг, ломающие не только представления об их привычных амплуа, но и стереотипы о киношных детективах.
Второй довод в пользу просмотра – стиль фильма. О, если вы из тех, кто рос на фильмах 70-80-х, то «Славные парни» та самая комедия, по которой вы ностальгируете на просмотрах новомодных псевдокомедийных псевдобоевиков. Фильм реально выдержан в стиле ретро и это выражается во всем – в истории, в колоре, в движении камеры, в типажах персонажей и, разумеется, в антураже. Создатели потрудились на славу и если бы не год создания на афише, да не формат изображения, можно было бы подумать, что из голливудских закромов достали нечто доселе не показанное. Изящный фильм. Наполненный дыханием старой диско-музыки, винтажных атрибутов интерьера и диалогами каких нынче не уже не делают. Конечно, все это дает диванным критикам козырь для обвинений во вторичности, а то и вовсе в плагиате, но это не что иное как стилизация, попытка рассказать историю, не имеющую связи с контекстом реального времени, а значит рафинированную от излишней технологичности, заумности и той выверенной холодности и лаконичности действия, которые подчас маскируют хилый сценарий или дурную режиссуру, создавая ощущение высокоинтеллектуального шедевра на грани арт-хауса. Нет, нет и еще раз нет. «Славные парни» просто фильм о другой эпохе, а все его сходства с веком нынешним не более чем интертекстуальность тем и архитипичность героев. Иными словами – все в истории повторяется и ни что под луной не ново.
И, наконец, третий довод ‒ юмор. Юмор дамы и господа! Он есть, и он действительно наполняет фильм, заявленный как «комедия». Причем проявлений у него не мало. Тут вам и вербальный, и ситуативный, и юмор на уровне ужимок и гримас. А еще стеб, гэги, ирония, сарказм. Все это грамотно вплетено в историю, мастерски отыграно и виртуозно снято. Да, возрастной рейтинг фильма +16, а некоторые остроты могли бы и до + 18 его дотянуть, так что подумайте, прежде чем детям показывать, но даже сальные шуточки здесь балансируют на грани и никогда ее не переходят. И вопреки всем «фи» злопыхаталей, не шутками ниже пояса жив фильм, есть в его арсенале шутки и потоньше. Впрочем, это уже чистой воды вкусовщина. Главное то, что фильм действительно смешной, забавный, легкий и он выполняет ровно ту функцию, которую все чаще игнорируют и третируют разного рода снобы – он развлекает, дает выход положительным эмоциям, он радует.
Конечно, все эти три довода легко разобьются о монолитное недоверие скептиков, моралистов и псевдоинтеллектуалов. Одни скажут – слишком претенциозно, другие – слишком нахально, третьи – попросту глупо. Спорить бессмысленно. А вот интриговать можно. Надеюсь, получилось.