Цикл исследовательских статей Кайши Рахимовой о «казахской новой волне» завершается разбором творчества режиссёра Дарежана Омирбаева.
Опираясь на опыт «французской новой волны» «казахская» активно искала свой собственный язык и стиль. У нее на этом пути были свои уроки. Эта статья посвящена авторскому разбору фильмов «Шілде» (1988), «Кайрат» (1991) и «Ақын» (2022) одного из представителей «казахской новой волны» Дарежана Омирбаева. В тексте будет фрагмент интервью с режиссёром, записанного кинокритиком Гульнарой Абикеевой и опубликованного в её новой книге «Казахская новая волна».
«Шілде» («Июль»), 1988 г.
РЕЖИССЁР: Д. Омирбаев
СЦЕНАРИЙ: Д. Омирбаев, Л. Ахинжанова
ОПЕРАТОР-ПОСТАНОВЩИК: А. Сулеев
ХУДОЖНИК-ПОСТАНОВЩИК: А. Ророкин
В РОЛЯХ: М. Досетов, Б. Джартыбаев
ПРОИЗВОДСТВО: «Казахфильм»
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 23 мин.
«ЧТО?»
Летний фильм о желании двух друзей ещё раз посмотреть кино в местном «Клубе» в ауле.
«КАК?»
Если посмотреть поздние картины Дарежана Омирбаева и пересмотреть ранние, то можно легко отметить проявление и развитие киноязыка режиссёра.
Монтаж
Дарежан Омирбаев, как и Хичкок опирается на мнение, что «кино – это монтаж». Поэтому каждый кадр, звук, действия героев, реплики, композиция – оправданы. Более того, они несут двойную, а то и тройную смысловую нагрузку выполняя несколько функций.
Пример. Кульминация фильма. Крупный средний план выглядывающего из окна поезда. Крупный план друга главного героя (ГГ): «Кележатыр». ГГ и его друг наблюдают за поездом, который вот-вот должен остановиться. Общий план на котором мы видим, как мужчина и женщина направляются к поезду. Средний план Ророкина: «Мальчики, вы продаёте дыни?». Склейка крупного плана ног мальчиков на цыпочках со средним планом рук Ророкина и рук мальчиков передающих дыни. Ророкин перед тем, как вытащить портмоне захлопывает дверь. Достаёт деньги. В этом же кадре целует ребенка и не может открыть дверь. Пустое окно. Параллельный монтаж с ожиданием платы за дыни. Гудок. Поезд трогается. Дети бегут за поездом. Мужчина проводивший женщину уезжает на мотоцикле.
Музыка и звуки
- Музыка в титрах оправдана появлением крупного плана радио в первом кадре, а панорама по комнате ‒ звуком, который издаёт муха.
- За постепенным нарастанием звуков (мухи, часов, советского холодильника) следует пробуждение главного героя.
- Герою снится сон. На сцене оркестр и лошадь, которая не заметно проходит по сцене. Когда ГГ просыпается, на втором плане мы видим человека верхом на лошади с приёмником в руках.
Композиция
Пример. На 4-й минуте ГГ выходит из дома и на дальнем общем плане видит поле с двумя столбами. У одного из них сидит его друг, второй столб пуст. Когда ГГ подходит к другу, они вместе уходят.
Драматургия
Продолжительность фильма 23 минуты. На 8-й минуте герои понимают, что на повторный просмотр у них нет денег. ГГ собирается домой, а его друг явно что-то задумал, взяв велосипед у маленького мальчика. Примерно на 12-й минуте друг идёт воровать дыни, ГГ засыпает будучи на стрёме. Ему снится сон. Когда он просыпается, они с другом идут на станцию, чтобы продать дыни. Кульминацией является сцена, в которой А. Ророкин в виду того, что дверь купе заклинило, не может расплатиться с ребятами и поезд уезжает. Как и в начале фильма мы видим женщину, которая хочет набрать воды, но в колонке её нет. После того, как ребята остались без билетов на сеанс, мы снова видим эту женщину и она снова остаётся без воды. В заключительной сцене, друг получает нагоняй, а главному герою придётся возвращать велосипед старшему брату маленького мальчика.
Сон
Во сне главному герою снится, что он на велосипеде приезжает в «Клуб». Внутри при полном зале оркестр даёт концерт. В зале сидит друг. Неожиданно на сцене появляется лошадь, но никто не обращает внимания. Так мы понимаем, что это сон. Герой просыпается и видит всадника на лошади с приёмником в руках. Т.е. здесь звук связывает сон и явь. Даже в короткометражном фильме, видно, что Д. Омирбаев конструирует сны опираясь на реалистичные методы.
«Кайрат», 1991 г.
РЕЖИССЁР-ПОСТАНОВЩИК: Д. Омирбаев
СЦЕНАРИЙ: Д. Омирбаев
ОПЕРАТОР-ПОСТАНОВЩИК: А. Сулеев
ХУДОЖНИК-ПОСТАНОВЩИК: М. Иманбергенов
КОМПОЗИТОР: Г. Мукатаева
В РОЛЯХ: К. Махметов, И. Жексембаева, С. Бейсембин, Т. Асетов, Б. Бейсембекова, М. Мухамедьянов
ПРОИЗВОДСТВО: «Казахфильм», ТО «Алем»
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 72 мин.
«ЧТО?»
В природе, всегда наступает момент, когда детёныш вынужден сам, следуя инстинктам, выжить в опасном мире. История, как раз о таком моменте, только в жизни простого парня по имени Кайрат. Приезжая в город из аула, он терпит одну неудачу за другой: не поступает в вуз, его отвергает девушка, нарывается на конфликт с хулиганом. Его действия продиктованы высокой степенью чувствительности и ранимости. Это можно заметить по корреляции его снов с поступками.
Пример 1. Когда Кайрат, наконец, заговорил с девушкой, ему снится сон, что он хочет сорвать яблоко, он забегает в дом и прячется, наблюдая за толпой людей за окнами.
Пример 2. Когда ГГ узнаёт, что девушка выбрала не его, во сне он видит равнодушное отношение девушки.
Пример 3. Переживая неудачи, он нарывается на конфликт, последствия которого «не вывозит».
«КАК?»
Знаком, согласно Ж. Митри, является то, что рождается на стыке двух кадров. Думаю, тоже самое можно сказать о взаимосвязи сцен в данном фильме. Чем не знак/символ сцена в столовой с длинной очередью из мужчин к молодой поварихе и сцена сна с яблоком?
Как Д. Омирбаев показывает драку/конфликт во всех своих фильмах включая «Кайрат»?
При помощи опущенного действия.
- «Кайрат» (1991): ГГ и антагонист идут на стройку. Опущенное действие. Избитый герой сидит и смотрит на друга.
- «Кардиограмма» (1995): ГГ и антагонист проходят за лестницу. Опущенное действие. Девочка выходит из актового зала и видит ребят поднимающихся из подвала. Избитый герой сидит и смотрит на девочку.
- «Киллер» (1998): ГГ приходит домой, в доме бандиты, проходит в зал, двери зала закрываются. Опущенное действие. Бандиты уходят. Избитый ГГ сидит и смотрит на жену.
- «Жол» (2001): ГГ приходит домой, в доме родственники актрисы, он проходит в зал. Двери зала закрываются. Опущенное действие. Сын подслушивает, бандиты уходят. Сын бежит к матери. Избитый ГГ сидит и смотрит на жену стоящую у порога.
- «Студент» (2012): съёмочная группа вместе с главным героем подходят к двери уборной. Смотрят на избитого помощника режиссёра.
- «Ақын» (2022): Дидар в дорогом автосалоне, рассматривает автомобиль. Продавец снисходительно оценивает его внешний вид и старые ботинки: «Приходите ещё, когда будут деньги». ГГ оскорблён. Приходит в салон обуви и покупает себе новую пару. Далее Дидар сидит дома и слушает классическую музыку. К порогу комнаты подходят жена и дочь.
Как Д. Омирбаев показывает интимную сцену в фильме «Кайрат»?
Также при помощи опущенного действия.
Ночь. Купе вагона. Парень и девушка. Он выключает свет, она включает, он снова выключает. По ту сторону двери за игрой света наблюдает котёнок. Неожиданно окно купе разбивает камень. (Сам Омирбаев в интервью признаётся, что так он решил показать сцену лишения девственности). При этом ранее он оправдывает разбивание окна, тем что показывает похожую сцену в начале фильма. Можно сказать бросок камня в стекло в фильме выполняет 3 функции:
- Предрекает метафизическое лишение невинности главного героя во внешнем мире.
- Оправдывает, как явление, которое время от времени происходит само по себе.
- Создает символ лишения невинности.
Фрагмент из дипломной работы Дарежана Омирбаева, ВГИК, 1987:
«Митри вроде бы признает незнаковую природу предметов в фильме, поэтому он переносит разговор в область, во-первых, символа, в качестве которого могут быть использованы предметы, и, во-вторых, в область отношений между предметами. То есть изображение, которое не является знаком на уровне денотации, превращается в знак на уровне коннотации, возникающих из взаимосвязей, процесс возникновения которых управляется интуитивной логикой, смыслом декодированных вещей и фактов. Иными словами, по Митри, сущность кино определяется не буквальным смыслом предметов в фильме, а их эмоциональным воздействием, символическими значениями».
Фрагмент из статьи Ахметшариф Д. и Абикеевой Г. // Сновидения в кинематографе. Европейская наука XXI века. (Польша – 2020 г.):
-
Кайрат с другом идут по жилой улочке, вдоль которой расположены частные домики. Он намеревается сорвать плод яблока с дерева, как атрибут рая до грехопадения. Таким образом, автор обозначает зарождение порочного желания и выбор главной женщины Кайрата, с которой у него завязалось знакомство накануне. Владелец дома показывается в окне, окинув его грозным взглядом. Кайрат попятился вон от дерева. Друг Самат, сопровождавший Кайрата исчезает. Около очередного дома, вдоль дороги, женщина бросает Кайрату фразу, не то о его друге, не то о нем самом: «Пропал парень». Озадаченный Кайрат оглядывается и позади замечает того самого грозного владельца дома с яблоней, который направляется прямо вслед за ним. Забежав в дом и подойдя к окну, он замечает толпу людей наблюдающую за ним с обратной стороны улицы. Он прячется в комнате, заперев межкомнатную дверь. В щель между дверьми протискивается мужская рука, выдергивающая петлю из замка. Кайрат бежит от своих, возможно, греховных порывов.
-
Кайрат стоит в дверях концертного камерного зала. На сцене играет музыкант. Зрительный зал заполнен, на последнем ряду сидит Индира. Кайрат окликает ее. Она подносит палец к губам, чтобы он замолчал, поднимается с места и подходит к нему беременная. Приподнимается на цыпочки, тянется к его губам. И в этот момент музыка заедает как на пластинке. Зал опустел, музыкант покидает сцену. Беременность трактуется как трансформация отношения главного героя к Индире из похоти во что-то более глубинное, и, возможно, желание на продолжение потомства, несмотря на непродолжительность знакомства. Бессознательно вынесен вердикт, что он влюблен. Инициатива Индиры определяется, как взаимность чувств.
-
Сон начинается у аттракциона «Колесо обозрения». Кайрат просит мать подержать его сумку и направляется к колесу, проходя через билетера. Медленно, единственный пассажир колеса достигает пика высоты, и в этот самый момент оператор аттракциона останавливает движение карусели и покидает свое рабочее место, вслед за ним уходит мать Кайрата. Покинутый всеми, он остается в полном одиночестве, сливаясь с кронами деревьев и наблюдает, как лодка проплывает в обратном от него направлении, указывая на регресс в его отношениях.
Из интервью Гульнары Абикеевой с Дарежаном Омирбаевым от 27 ноября 2020 (Сборник «Казахская новая волна»)
Г. А.: А что значат сны в твоих фильмах?
Д. О.: Мне кажется, они дают ключ к подсознанию. И то, чем современное искусство должно заниматься, ‒ внутренним миром человека, потому что весь внешний мир ‒ он уже исчерпан. Он уже показан, нарисован, исчерпан. Сейчас уже нужно идти всё больше и больше во внутрь. После Достоевского только Кафка, который ещё глубже идёт. Значит, надо ещё дальше идти. Хотя там, может быть, ты откопаешь такое, что понять будет очень трудно, но другого пути нет. Надо ещё дальше идти. А сны как раз дают «ключ» во внутренний мир.
Г. А.: Насколько фильм «Кайрат» автобиографичен?
Д. О.: Да, автобиографичен. Моя покойная супруга Лимара работала в студенческие годы проводницей, я к ней приходил на вокзал к поездам. Сдавать экзамен тоже было сложно, было такое понятие, как поступать «по блату». Нужно было заплатить, чтобы поступить, допустим, на юридический факультет. Очень сложно было поступить в КазГУ на юрфак. Всё это я отразил. Помню первый день съёмок. Мы снимали сцену «экзамена». Я очень боялся этой сцены. И наверное, чтобы психологически поддержать себя, я вместо математиков повесил там портреты режиссёров ‒ Антониони, Годара, Брессона. Не знаю, мало кто замечает, но они там висят. А так конечно, это не в буквальном смысле автобиографично. Автобиографичность заключается в ощущениях. Ты можешь снимать сцену в Нью-Йорке, где никогда не был, но атмосферу, ощущение своё ты можешь вложить в эту сцену.
«Ақын», 2022 г.
РЕЖИССЁР-ПОСТАНОВЩИК: Д. Омирбаев
СЦЕНАРИЙ: Д. Омирбаев
ОПЕРАТОР-ПОСТАНОВЩИК: Б. Трошев
ХУДОЖНИК-ПОСТАНОВЩИК: А. Ророкин
ЗВУКОРЕЖИССЁР: А. Влазнев
В РОЛЯХ: Е. Канаев, Г. Хасанова, С. Салкинбаев, Б. Шанин, А. Бопежанова, Г. Тузельбаева, Ф. Абдраимов, Д. Азимжан
ПРОИЗВОДСТВО: «Казахфильм»
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 101 мин.
«ЧТО?»
Главный герой Дидар работает редактором местной газеты, чтобы прокормить себя и свою семью. Однако делом его жизни является поэзия. На протяжении фильма он отождествляет свою судьбу с судьбой казахского поэта Махамбета Утемисова. Он как и великий поэт становится перед не простым выбором: культура или собственное благосостояние. Несмотря на отсутствие признания и затруднительное финансовое положение в финале Дидар выбирает искусство и культуру. Параллельно Дарежан Омирбаев отражает современную картину мира культуры и капитализма, в которой деньги и власть не выше собственных принципов и убеждений.
«КАК?»
В фильме сюжетные и временные линии переплетены с подсознанием и обыденностью Дидара:
- Алматы. Осень 2020 г. – Дидар женат, у него есть дочь и он работает редактором в местной газете. Байжан предлагает ему написать заказной стих.
- Қараой. 20.10.1846 г. – Ыхлас с девятью всадниками приезжает к Махамбету Утемисову с предложением написать заказной стих. Поэт отказывает и его тут же казнят.
- Қараой. 15.09.1910 г. – Старик показывает своему внуку место, где похоронен М. Утемисов.
- Қараой. 19.07.1966 г. – Пожилой внук едет с учёными к могиле, чтобы они могли сделать слепок Великого поэта.
- Алма-Ата. 25.09.1974 г. – Эльдар Шаяхметов не знает, как поступить с костями поэта, после завершения своей работы.
- Қараой. Ноябрь 2020 г. – документальные кадры нынешнего мавзолея Махамбета Утемисова.
Актёры, исполняющие роли Дидара, Зере, дочери, Байжана и помощника Хамзы также исполняют роли Махамбета, супруги поэта, дочери поэта, брата Хасена и Ыхласа.
Как сквозь призму фильма «Ақын» Д. Омирбаев рассуждает о проблеме потери культуры и том выборе, перед которым стоят люди искусства?
- 8-минутная сцена – дискуссия редакторов на тему утраты языка, культуры, глобализации (самая длинная разговорная сцена за всю фильмографию режиссёра). Запомнились слова одного из редакторов, который цитирует Олжаса Сулейменова: «Если бы не было Шекспира не было бы и Ньютона».
- Одноклассник Қадыр и одногруппник Мақсат склоняют Дидара к мнению, что творчество лишь одно из средств для получения прибыли.
- Дидар откровенно высказывает сомнения супруге, о том правильно ли он поступает, что продолжает писать, а не зарабатывать, как Мақсат.
- После предложения Байжана написать стих на заказ, Дидар приходит в дорогой автосалон мысленно примеряя обеспеченную жизнь.
- Диалог дедушки с внуком:
— Если он был таким сильным, почему ему отрубили голову?
— Кто знает. Может как раз потому и отрубили.
Несмотря на то, что главной интригой фильма казалось бы является то, что никто не пришёл на творческий вечер Дидара, с точки зрения структуры драматургии, поворотным пунктом является сцена убийства Махамбета Утемисова, а кульминацией ‒ сцена сна в «Технодоме». Таким образом, нулевая точка как и точка апогея связаны с подсознанием относительно реальной действительности Дидара.
Из интервью Дарежана Омирбаева на студии «Кадам», 2020 г.
Д. О: Фильм, над которым мы работаем, называется «Ақын». Это фильм про истоки творчества в наше время, про положение творческого человека в этом обществе и как ему трудно т.к. на него давят колоссальные силы со всех сторон. Но несмотря на это он должен всё это выдержать и оставаться поэтом. Я специально взял именно поэта, потому что литература и поэзия сейчас испытывают трудные времена. И мне кажется сейчас такое время, что писать стихи ‒ это мало кому понятно и мало кому нужно. Но несмотря на всё это люди должны и будут писать стихи и с помощью нашего фильма мы хотим показать, что это неизбежно. Был такой писатель Герман Гессе, у него есть произведение «Авторский вечер». Там писателя приглашают в городок и он с таким воодушевлением и надеждами туда едет, а на его вечер никто не пришёл, кроме трёх женщин которые думали, что он танцор или певец. Потом я написал небольшой сценарий, где наш герой также читает книгу о Махаммбете Утемисове, который жил и боролся в первой половине 19-го века, тоже был поэтом. Его убили. То есть в фильме есть две сюжетные линии ‒ это судьба поэта, живущего в наше время, и судьба поэта того времени. Если того поэта убивают буквально, нашего поэта «убивают» не читая. Но несмотря на это, он находит силы продолжить своё дело, вот о чём наш фильм.
Журналист: Вы нам говорили, что зритель мельчает и ему не хочется думать над фильмами. Вы правы конечно, просто все гонятся за деньгами понимаете. т.е. об авторском кино уже никто не думает.
Д. О: Не надо бояться авторских фильмов. Во-первых, их мало, а во-вторых, они стоят не очень больших денег. Я не помню, чтобы авторский фильм стоил больше миллиона долларов, все мои картины были меньше миллиона долларов. Конечно врят ли отобьются эти деньги, но, во-первых, они я надеюсь развивают киноискусство и они, возможно, останутся во времени, в истории казахстанского искусства. Во-вторых, это та же реклама стране, которая если так посмотреть тоже больших денег стоит.
В заключении
Д. Омирбаев известен аскетичным подходом в применении режиссёрских приёмов, математической точностью и запоминается уникальностью киноязыка: взгляды, жесты, действия героев, сны, монтаж и звуки наряду с композицией кадра тонко дают понять зрителю, что чувствуют герои фильма, что они намерены сделать и о чём молчат. В каждом фильме диалоги в машине сняты через отражение в зеркале; роли исполняют преимущественно неактёры; чувства героев выражены посредством взглядов и поступков; отношение режиссёра к современной действительности показаны через ТВ, книги и радио; драки и убийства сняты при помощи опущенного действия.
В крайней картине режиссёра, если быть внимательным, можно найти множество отсылок к прежним фильмам. Более того видно, что «фишки» и кинематографические принципы Дарежана Омирбаева в контексте формы становятся сложнее. Если «Шілде» ‒ это простое уравнение, «Ақын» ‒ высшая математика.
Вам также будет интересно почитать: