АДИЛЬХАН ЕРЖАНОВ.
Эта работа нигде ранее не публиковалась. Я сделал ее в рамках программы фестиваля «Азиатика» в Риме. Мы с двумя итальянскими студентами-монтажерами перерыли весь архив студии «Чинечитта» (Незабываемое время!) и собрали то, что вы увидите.
Задание было одно для всех участников — сделать историю из тех кадров, которые остались в знаменитой студии от легендарных режиссеров-игровиков и документалистов. Времени было мало, 4 дня. Я увидел, что почти все предыдущие работы изобиловали текстом и стандартными решениями, вроде параллелей между Римом хроникальным и Римом сегодняшним. Также было много аналогий с кино, произведенным в годы расцвета «Чинечитты». Я не мог повторять очередной сюжет, иллюстрировать текст картинками и предложил итальянским студентам полностью отказаться от слов, от титров, от закадрового текста и переключиться на рассказ образами. Также я ставил поверх хроникальных планов библиотечные утрированные звуки — чтобы возник диссонанс. И убыстренные кадры мы намеренно замедляли, чтобы нивелировать документ, подчеркнуть естественность запечатленного. Мы отыскивали среди хроники невероятные моменты, абсурдные и непостижимые в своей обыденности, склеивали с противоположными по настроению эпизодами и двигались постепенно к выражению мысли произведения — что человечество и его история — это обезьяний танец.
Особенная грусть в том, что я застал «Чинечитту» в последние дни существования — ее уже продали местному олигарху, который теперь, видимо, построил там СПА-центр, согласно планировке.