Бекбасова Надира.
Детектив (англ. detective, от лат. detego — раскрываю, разоблачаю) ‒ преимущественно литературный и кинематографический жанр, произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки.
Также существует близкий к детективу жанр ‒ нуар. Но многие киноведы и историки кино не относят «нуар» к отдельному жанру. Хотя бы потому, что «нуар» это не только детективы. Ближе всего будет определение «нуара», как психологической драмы, развивающейся в рамках детективного сюжета. Сегодня популярность детективов вернулась в новом образе, а раньше люди любили читать рассказы Эдгара По, Агаты Кристи, Артура Конан Дойля. Или, например, в XX столетии люди смотрели такие полнометражные фильмы, как «Двойная страховка», «Бульвар Сансет» и многие другие. В настоящее время начался период сериалов, и даже появилась такая церемония награждения, как EMMY AWARDS, в которой номинантами являются только сериалы. Но высшую строчку занимают сериалы детективного жанра. Хотя в данной работе будут рассматриваться не сами сериалы, а именно герои ‒ следователи и преступники, которые на самом-то деле живут на одной стороне зла. Но ведь не сразу понимаешь, что оказываешься в кругу ада, которым умный детектив сам себя окружил. Или кому зритель будет сочувствовать больше психопату-следователю или же психопату-маньяку.
Реймонд Чандлер как-то сказал, что благодаря преступникам мировая культура обогатилась детективным жанром. Незаурядность сейчас в моде среди зрителей, и им нужен не привычный положительный следователь со смазливым личиком или же опасный и неисправимо плохой убийца, который имеет не только гнилую душу, но и гнилую внешность. Зрителям нужны интриги и секреты, вопросы, на которые порой лучше не знать ответов, а иногда даже и замкнутые, но от этого не менее умные детективы.
И в ходе исследования были рассмотрены герои таких сериалов, как «Лютер», «Крах» «Настоящий детектив» и «Нюхач».
Пойдем по порядку.
«Лютер» (2010-2013), страна: Великобритания
Режиссеры: Сэм Миллер, Брайан Кирк, Стефан Шварц, Фэррен Блэкберн.
Автор сценария: Нил Кросс.
Актеры: Идрис Эльба, Рут Уилсон.
Джон Лютер, которого играет Идрис Эльба ‒ удивительный персонаж. Он находится на грани самоубийства, причем понимает, что его жизнь это простое плавание по течению, в котором уже, скорее всего не будет ничего хорошего. Он не пытается изменить мир, или сделать его лучше. Его цель держать нейтралитет, чтобы хотя бы на один день было спокойнее. Он сам понимает, что делает поступки, которых делать нельзя, но если он этого не сделает, то кто-нибудь умрет. Эта тонкая грань между добром и злом, которую Лютер сам для себя прочертил и делает его не грязным полицейским, а человеком, которого загнали в угол, а это большая разница. Лютер обладает гениальными способностями в раскрытии преступлений, однако из-за своей одержимости работой и сложностей в личной жизни сам ходит по краю и не редко совершает противозаконные поступки. Его вспыльчивый характер и помогает, и вредит во всем.
Вывод: смотрите этот сериал, как кино о гениях, а не о кретинах. Куда интереснее наблюдать за тем, как Джон Лютер справляется с очередной порцией плохих вещей, исправно поставляемой ему жизнью и сценаристами. Справляется как обычный человек ‒ «падает», допускает ошибки, крушит мебель, заставляя искренне сопереживать.
«Крах» (2013-2014), страна: Великобритания
Режиссеры: Аллан Кабитт, Якоб Вербрюгген.
Автор сценария: Аллан Кабитт.
Актеры: Джиллиан Андерсон, Джейми Дорнан.
Стелла Гибсон, которую играет Джиллиан Андерсон ‒ блондинка-терминатор, похожая на женщин-полицейских из скандинавских детективов: она сурова, не сентиментальна и эффективна. Кажется, самоуверенно-снисходительный тон ее героини имеет более глубокие причины, чем обычное презрение к людям: возможно, однажды она решила отбросить эмоции и начать доверять инстинктам. Как раз проницательности ей не занимать ‒ Гибсон мгновенно понимает, что имеет дело с серийным маньяком, а потом описывает его методы и мотивы, будто сама убивает по девушке в день.
Пол Спектор, роль которого исполняет Джейми Дорнан ‒ неожиданно смазливый серийный убийца, примерный семьянин, психолог по профессии, обладающий прочным социальным статусом ‒ этакий маньяк-невидимка под личиной добропорядочного милого парня. Спектор ‒ сапожник без сапог, психолог, который не в силах совладать с собственными психологическими проблемами. В какой-то момент начинаешь сопереживать ему гораздо больше, чем хладнокровной полицейской. Да, он забирается в дом к женщинам, ворует у них нижнее белье ‒ зато посмотрите, как мило он украшает и заполняет свой дневник, как трепетно обходится с трупами. По-настоящему страшно становится, когда он начинает убивать. Жертвы Спектора ‒ брюнетки-карьеристки слегка за тридцать. Легко приписать ему женоненавистнические мотивы (мол, недолюбливает своих ровесниц, которые более успешны, чем он), но есть подозрение, что он испытывает к своим жертвам гораздо более сложные чувства.
Вывод: это история противостояния двух охотников-одиночек. У каждого из них своя охота и свои трофеи. Кто в итоге выйдет победителем, а кто побежденным? Сериал заставил вспомнить слова из фильма «Учитель на замену»: парам, собирающимся заводить детей, надо предъявлять особые требования. Потому что все, что происходит с людьми в детстве, делает нас такими, какие мы есть.
«Настоящий детектив» (2014-2015), страна: США
Режиссеры: Кэри Фукунага, Джастин Лин.
Автор сценария: Ник Пиццолатто.
Актеры: Мэттью МакКонахи, Вуди Харрельсон.
Расти Коул в исполнении Мэттью МакКонахи – это человек со всеми мыслимыми личными трагедиями в прошлом, бессонницей и тесным знакомством с призраками, и Марти Харт, которого играет Вуди Харрельсон, является семьянином с женой, детьми и морально уставшим от монотонности брака мужчиной со стрессовой работой. Они расследовали убийства, совершенные то ли маньяком, то ли сатанистами. «Настоящий детектив» – это человеческие отношения и эволюция главных героев. С одной стороны – Расти, потрепанный жизнью, как в физическом, так и в психологическом смысле этого словосочетания. Он реалист, но с философской точки зрения его бы назвали пессимистом. А на другом конце – Марти, представляющий собой обычного человека, ведущего традиционный образ жизни: семья, работа, мелкое хобби. Однажды судьба сводит их обоих благодаря детективной деятельности и загадочной серии преступлений. У них разные методы, разный подход. Показывая разницу между двумя людьми, создатели сериала открывают нам образ жизни и мысли, и сериал словно живет на нескольких этажах. На первом мы видим собственно детектив, на втором то, что скрывается за «стволом» и значком – личности и души героев, на третьем – нечто притчевое, но свободное от морализаторства и менторства.
Вывод: Сюжет развивается неспешно, основательно и подчинен он одной цели – залезть главным героям под кожу и показать их во всей красе. Ничего лишнего, только атмосфера подступающей к горлу ядовитой безнадеги. Но уже к середине повествования зритель не ждет с нетерпением разгадки дела, а наблюдает за плавным развитием событий и понимает, что сериал-то совсем не о том. Не о маньяках, не о насильниках, не о жертвах, а о жизни, о ее темной и светлой стороне, о том, что зло не всегда наказуемо, о чем-точто людям кажется черный имеет светлые оттенки.
«Нюхач» (2013-2014), страна: Украина, Россия
Режиссер: Артем Литвиненко.
Авторы сценария: Артем Литвиненко, Андрей Бабик.
Актеры: Кирилл Кяро, Иван Оганесян.
Нюхач в исполнении Кирилла Кяро обладает сверхчувствительным обонянием, для него не существует тайн и нераскрываемых преступлений. По запаху Нюхач может рассказать все и даже больше о любом человеке: что он ел, с кем он спал, есть ли у него алиби. Уникальная способность Нюхача ‒ его дар и проклятие одновременно.
С одной стороны, он раскрывает самые изощренные и запутанные преступления, знает все сокровенные тайны политиков, бизнесменов и криминальных авторитетов. С другой ‒ Нюхач абсолютно беззащитен перед окружающим миром, переполненным всевозможными запахами. Он не умеет строить отношения ни с женщинами, ни с близкими людьми, потому что знает о них всё: ему невозможно сделать сюрприз, его нельзя обмануть, любой посторонний запах оттолкнет его от самого романтического свидания. Его особая природа вынудила его жить так, как он живет и понятно, что в большинстве случаев он встречает непонимание, отвращение, ненависть и страх со стороны всех окружающих.
Вывод: у героя абсолютно человеческие слабости, он глубоко переживающий и чувствующий человек, не любящий оружия и совершенно не всегда хладнокровный, не такой, какими мы привыкли видеть героев. Такие герои обычно, даже находясь в смертельной опасности, или, когда опасность угрожает кому-то из их близких и друзей, сохраняют способность трезво мыслить. Этот же сразу бросается «пороть горячку», за что потом платит, но в конце-концов все заканчивается удивительно здорово.
Большой плюс во всем этом ‒ смотреть на душевные метания героя, когда он не знает, что ему делать, когда его буквально разрывает чувство вины, а также динамичные сцены, где он теряет контроль над собой; интересно следить за его поведением и мыслями.
Исходя из всего предложенного выше, можно сделать общий вывод, о том, что выбранные персонажи не только популярные герои, но и устойчивые экранные образы современного времени. Прошлые детективы, такие как Холмс и Пуаро являлись строго положительными героями и всегда работали на благо человечества. А сейчас представленные образы гениев, в кино, практически, постоянно оказываются в чём-то грешными. Не знаю, способ ли это сказать, что все люди, не смотря на уровень IQ, внутри таят чёрноту. Хаус, Декстер, Скофилд и даже серпантиновый Майк Росс, или тот же Лютер.
Детективные сериалы сегодня отображают крах человеческой души, в какой-то степени – это кино не для всех, но о каждом из нас.
Увы, в казахстанском телевизионном кинематографе не совершаются даже попытки создать детективный сериал. Ранее он дал нам серию полнометражных фильмов: «Конец атамана», «Транссибирский экспресс», «Маньчжурский вариант», «Кто вы, Господин Ка?» с героем Асанали Ашимова и на этом попытки создать что-то наподобие детективного сериала закончились.
Детективные сериалы сегодня отображают крах человеческой души, в какой-то степени – это кино не для всех, но о каждом из нас.»….))
Может, для всех, но не о каждом из нас?..)) Сорри, если автор — студент, тогда все нормально. Бросается: 1. «процесс исследования загадочного происшествия » — не обязательно загадочного. 2. «убийства, совершенные то ли маньяком, то ли сатанистами. » сатанисты входят в круг маньяков. Маньяк — более широкое определение. 3. и ..» человек со всеми мыслимыми личными трагедиями в прошлом, » — звучит, как-то слишком..))
Поставили «Проба пера»…) …Ну, вот и ладушки..))