Заметки о фильме «Звонок отцу» и героях Серика Апрымова

Баубек Ногербек.

Как известно, кинофильмы можно разбирать с совершенно разных позиций – формы и содержания, киноязыка, изобразительного решения и т.д. В этой небольшой статье я решил проанализировать фильм «Звонок отцу» с точки зрения образа главного героя, поскольку изучение образа героя является для меня как киноведа одним из приоритетных интересов.

Уделяя внимание современным героям авторских фильмов Казахстана, стоит заметить, что очень интересная ситуация складывается в творчестве Серика Апрымова. Его фильм «Звонок отцу» (2017) получил приз за лучшую режиссуру «Выбора критиков-2018», а также национальную премию «Құлагер» за лучший сценарий и приз телеканала «Ел Арна» на XIV Международном кинофестивале Шакена Айманова.

Если мы проследим эволюцию и трансформацию героя на примере фильмов Серика Апрымова, то можем увидеть, что в первом полнометражном фильме его герой в исполнении художника, а в последующем и кинорежиссера Сабита Курманбекова был пассивным наблюдателем, который не вмешивался в ход событий («Конечная остановка», 1989).

Вспомним, как молодой парень приезжает из армии в родной аул и видит, что односельчане начинают деградировать морально, но он ничего не предпринимает, оставаясь в стороне. В конце концов, спустя несколько дней он покидает отчий дом.

А в фильме «Аксуат» (1997) главный герой (его роль также исполняет Сабит Курманбеков) не бежит из аула, к нему приезжает из города младший брат с беременной женой и, оставляя ее с родившемся ребенком, скрывается. В этом можно увидеть своеобразную эволюцию главного героя: он сознательно берет на себя ответственность, принимает сноху и племянника.

Начиная с фильма «Три брата» (2000), главными героями в фильмах Серика Апрымова становятся дети и подростки. В фильме «Охотник» (2004) главный герой – мальчик-подросток, несмотря на препятствия, выступает против системы: он жертва обстоятельств, но уже не простой наблюдатель. В фильме «Бауыр» (2013) герой, девятилетний Еркин, не по годам решительный и деятельный ребенок, в одиночку борется за выживание, отстаивает свое «я», честь и достоинство своих близких.

Фильм «Звонок отцу» (2017) парадоксален тем, что на первый взгляд на экране снова повторяется история о деградирующем селе, разрухе, социальном и духовном кризисе, как в «Конечной остановке», «Аксуате». Но, с другой стороны, если взглянуть глубже, в фильме появляется новый герой, герой-борец. Это шестилетний мальчик, которому поставили диагноз – умственная отсталость, из-за чего он не может пойти в общеобразовательную школу, как другие сельские дети.  И поскольку специальные школы есть только в городах, он остается не у дел, и к нему резко меняется отношение в семье. Родная мать его не любит, возможно, за то, что он был нежеланным ребенком, она больше питает нежные чувства к старшему сыну, но после его трагической гибели уходит из семьи к другому мужчине. Подростком его отправляют в город, не то в детский дом, не то в интернат. В финале режиссер показывает главного героя, теперь уже молодого мужчину. Очевидно, что он работает в некоем офисе и занимает, по-видимому, серьезную должность. Он звонит отцу спустя много лет, чтобы просто спросить, как у него дела и чтобы сказать, что у него самого все хорошо. С эстетической точки зрения эта сцена, снятая сверхкрупными планами, со сменой ракурсов и освещением в стиле музыкальных клипов, резко выбивается из всей структуры фильма. Работа Серика Апрымова, в которой, кстати, он выступает также и в качестве оператора-постановщика, тяготеет к эстетике документализма: режиссер, взявший в руки камеру, снимал в реальных интерьерах, с минимальными затратами. Мне думается, что этот намеренный контраст в финальной сцене был выбран автором для того, чтобы подчеркнуть трансформацию героя. Главный герой фильма «Звонок отцу» стал победителем. Несмотря на все издевательства, унижения, которые пережил в детстве, он выстоял, он боролся и добился определенного положения в обществе.

И здесь мы понимаем, что в отечественном авторском кино происходит эволюция от героя-наблюдателя, неудачника, жертвы обстоятельств к герою-борцу. Разумеется, это не супергерой-победитель (потребность в котором сегодня, возможно, высока как никогда прежде), но, тем не менее, это очень положительная тенденция, что в нашем кино главное действующее лицо эволюционирует от пассивного/негативного к активному/позитивному. Как-то в одном из своих интервью Серик Апрымов сказал, примерно следующее: «раньше мы показывали человека таким, каким он не должен быть, а теперь мы пришли к тому, что нам следует показывать человека таким, каким ему следует быть». В данном контексте примечательно и весьма символично, что главного героя фильма «Звонок отцу» также зовут Еркин (в переводе с казахского слово «Еркін» означает – вольный, свободный) как и главных действующих лиц кинокартин «Конечная остановка» и «Бауыр».

Позитивный финал в фильме «Звонок отцу» в определенной степени внушает оптимизм и веру в то, что казахский кинематограф вышел на новый этап развития и в нем зарождаются новые сильные герои, способные доказывать, что при наличии намерения возможно достичь всего.

Vosmerka

Сайт о кино.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.