Куанышбек Жакпаров.
В минувший уик-энд на фестивале «Французское кино сегодня» показали картины «Мектуб. Моя любовь. Песнь первая» Абделлатифа Кешиша и «Моя бывшая подружка» Виктора Сен-Макари, для которого это дебют в полнометражном кино. Также состоялся повторный показ короткометражной программы, состоявшей из девяти работ.
Для начала о картине Абделлатифа Кешиша. На дворе 1994 год. Фильм начинается с того, что Амин, главный герой, бросив мединститут, возвращается из Парижа в родные места. Первое, что он видит по приезду, ‒ то как его двоюродный брат Тони сношает его подругу Офели, официальный парень и будущий муж которой служит на авианосце в Персидском заливе. Далее, сюжета практически нет, так как вся эта «Санта-Барбара» ‒ кто с кем поцеловался, гулял или занимался сексом будет длиться целых три часа и не факт, что это последний фильм «Мектуб». Догадайтесь почему.
Что касается названия, то «мектуб» по-арабски означает «так предначертано». Связи между тем, что творится в фильме (практически ничего) и «предначертанием» нет, потому как действие ходит вокруг да около все эти 180 минут. Если «предначертано», что зритель потратит три часа, за которые его обильно завалят кадрами с женскими ягодицами, то «предначертаны», очевидно, и причитания о зря потраченных деньгах и времени.
Меняются локации, но их разнообразие очень невелико: пляж-ресторан-пляж-ресторан-ферма-клуб-пляж. Молодые люди прожигают жизнь, пьют, танцуют в клубе – именно так создатели фильма и представляют, наверное, летние каникулы. Кто-то может сказать, что в фильме ещё была сцена рождения ягнят, но в контексте общей темы, она не имеет вообще никакого смысла. Может, для европейцев это деревенская экзотика, в которой они могут найти «символизм», попахивающий тем самым СПГС (синдром поиска глубинного смысла) в терминальной стадии, но в наших широтах почти ни для кого не в новинку, как рождение ягнят, их смерть, так и дальнейшая трансформация в мясное блюдо с картошкой.
Наверное, фильм может служить только для воспитания детей и объяснения того, какое поведение неприемлемо. Вот только три часа даже не каждый взрослый высидит. Так что, если вашему чаду станет скучно, предложите игру: берём блокнот, ручку или карандаш и начинаем палочками отмечать каждое появление задницы на экране – одна палочка эквивалентна десяти тенге. К концу сеанса вы точно сможете обрадовать своё чадо парой шариков мороженного.
Следующий фильм ушёл недалеко и демонстрирует уже одержимость мужскими половыми органами. Фильм «Моя бывшая подружка» рассказывает историю Венсана, которого после пяти лет отношений бросила девушка. Помочь побороть его депрессию вызвалась самая близкая подруга – Нефели. Они вместе снимают большую квартиру и устанавливают правило: один партнёр – одна ночь и не больше. Но Венсан нарушает этот уговор и всё начинает рушиться.
Целых 40 минут из 86 зрителя заваливают шутками про половые органы и информацией про то, как у Венсана «ракета не встаёт на боевой взвод», про подглядывание за соседом, который каждый раз экспериментирует с новыми позами, про жестоких родителей, которые оставили глубокий след в памяти главного персонажа. Ширинки, члены, шарики в виде членов, секс с двумя мужчинами, один из которых лет десять не видел свою «пушку» из-за огромного живота – это лишь малая часть того, что есть в фильме. Думал, что в вульгарности «Такси 5» ничто не переплюнет на этой неделе, ан нет!
Остальные 46 минут фильм еле-еле напоминает все эти ромкомы, на которые и должен был быть похож. Здесь есть и одна смешная шутка, и комичная схватка в стиле «Мистер и миссис Смит», и относительно нормальные диалоги.
В общем, не лучший дебют вышел у мсье Сен-Макари. Возможно, он и сам в этом виноват, ведь он числится как один из сценаристов. Но, зачем находить виновных, если это уже случилось, и никто не задушил змея (каламбур по теме фильма) в самом зародыше. Если попали на этот фильм, можете смело уйти перекусить на сорок минут и затем вернуться. Жаль, но половину стоимости билета вам никто не вернёт.
Просветом в этом психотерапевтическом аду была программа короткометражек, в которой были и анимационные, и игровые, и анимационно-игровые картины. Самыми запоминающимися были «Любовь-морковь», «Garden Party», «Красно-сине-белый цвет моих волос» и «Negative Space». Впрочем, можете посмотреть и все девять. Они однозначно несут в себе больше пользы, чем два предыдущих фильма вместе взятых.
«Любовь-морковь» – это история о том, как каннибал влюбился в вегетарианку. Жил, он не тужил, шинковал своих пациентов (он ведь стоматолог), делал из них мясные кексы, как вдруг влюбился в соседку. Всё бы хорошо, но он терпеть не может овощи и, казалось бы, это конец. Но, для любви нет преград.
Интересен этот фильм, в первую очередь, манерой исполнения – анимация соседствует с живыми актёрами. Довольно жуткие кадры с отрубанием голов, переработкой людей в фарш, убийством ещё живых антропоморфных фруктов становятся мягче, благодаря оформлению фильма в пастельных тонах. Всё очень цветастое, но не «вырвиглазно яркое» – стены, продукты, костюмы персонажей с причудливыми причёсками.
Подаётся сюжет с помощью титров, как в немом кино, потому как реплик у персонажей нет и играют они преимущественно при помощи мимики, что выходит весьма неплохо. Лица очень выразительные и пластичные, это придаёт происходящему на экране живости и динамики. Словом, отличная работа с актуальным сюжетом (особенно, для казахстанцев). Будем надеяться, Акселя Курье заметят и дадут попробовать себя в полнометражном формате.
Следующая работа «Garden Party» ‒ очень красивый, практически фотореалистичный мультфильм, повествующий о лягушках, обитающих на территории заброшенного коттеджа.
Соблюдая законы реального мира, лягушки не говорят, и история подается исключительно визуально, через окружение. Жабы и лягушки всех мастей шастают по роскошным спальням, забитым кучами дорогой одежды, по двору, где стоит «Ferrari», покрывшийся слоем пыли и грязи, по кухне, где валяются испорченные продукты. Всюду дыры от пуль, пистолет у пульта управления, сломанные камеры ‒ только хозяина не видно. «Garden Party» очень красив. Шести режиссёрам, что снимали этот фильм, удалось рассказать полноценную историю за семь минут. Получилось и выразительно и интересно – весьма редкое сочетание.
«Красно-сине-белый цвет моих волос» рассказывает историю об иммигрантке из Камеруна, которая закончила школу и теперь мечтает официально стать гражданкой Франции. Но, чтобы получить удостоверение личности, ей предстоит преодолеть несколько трудностей, вроде отца, который противится тому, чтобы его дочь стала француженкой.
Картина снята очень профессионально и в целом, выполнена на высоком уровне, как с точки зрения операторской работы, так и актёрской. Ракурсы и планы выбраны очень удачно, ничего лишнего. Актёры вполне убедительны, особенно главная героиня, которой по-настоящему веришь.
И последнее творение, о котором стоит упомянуть ‒ фильм «Negative Space», выполненный в стиле stop-motion-анимации. По сюжету, у главного героя умирает отец. Он запоминается ему тем, как в детстве учил его собирать свой чемодан. Трагедия в том, что только этим отец герою и запомнился, и в памяти кроме этого ничего нет, прямо как в гробу его отца – «столько места зря пропадает».
Фильм хоть и не столь красив, как мультфильмы «Aardman», например, – угловат, довольно кустарно сделан, но прелесть его не в этом. Длится он всего пять с половиной минут и этого вполне достаточно, чтобы донести мысль, заложенную авторами. Если неказистая обёртка не отпугнёт вас, то глубокая мысль точно поразит.
Что можно сказать по фестивалю, в целом? Как говорилось на пресс-конференции 11 апреля: во Франции в год производится 300 картин, 30 из которых покупает Казахстан. Следовательно, все показанные на фестивале фильмы, кроме короткометражек, рано или поздно выйдут в отечественный прокат – «Такси 5», «Великолепная», «Миссис Хайд», «Мектуб», «Моя бывшая подружка», «12 мелодий любви».
Возникает вопрос: неужели это самые достойные картины, которые должны ассоциироваться с кинематографом Франции сегодня? Тут только к «Великолепной» нет особых претензий, кроме того, что это самая обычная романтическая комедия, абсолютно ничем не выделяющаяся, коих за годы существования кинематографа наберется десятки тысяч. Насчёт «Миссис Хайд» и «12 мелодий любви» говорить не берусь, так как их вовсе не видел из-за неудобного графика фестиваля. К остальным фильма претензии уже высказал: почему именно эта вульгарщина была достойна представлять французский кинопром не только в РК, но и в других странах СНГ? Если это лучшее, что они могут нам показать, то становится страшно за индустрию в целом. И если в «колыбели кино» сегодня умеют снимать только такой низкокачественный ширпотреб, значит уже забыли, что когда-то на свет появлялись «Такси», «Леон», комедии с Луи де Фюнесом, фильмы Трюффо, Брессона и многих других грандов, показавших миру на что способно французское киноискусство. Нынешними творениями французское кино гордиться точно не может.
Благодарим компанию Sulpak Cinema за приглашение на фестиваль «Французское кино сегодня».