АЯН НАЙЗАБЕКОВ
Завершились съемки моей курсовой работы под рабочим названием «Память». Сейчас фильм находится на стадии своего третьего рождения, а именно на монтажно-тонировчном этапе. Хотелось бы поделиться с вами некоторыми моментами из истории его создания.
В центре истории, молодой отец, ехавший со своей дочерью по трассе. После небольшого ДТП, на утро, он не обнаруживает её, и тут же рвется на поиски.
Сразу хотел бы отметить две вещи. Первое – группа состояла из 11 человек, 5 из которых ученики первого курса КазНУИ, 2 далекие от кино люди, которые исполнили одни из ведущих ролей. Как вы понимаете, для львиной доли группы, это дебют! Особенно хочется отметить дебют операторской группы. Ребята хоть и работали ассистентами у старшекурсников, своих личных работ не имели. И тут же всплывает вторая особо важная вещь – практически все сцены в данном фильме, сняты одним планом. И, прежде чем вы начнете говорить, что я спер эту идею у Иньярриту, («Бёрдмен»), знайте, что я, во-первых, захотел сделать такой фильм еще полтора года назад, а во-вторых, признаюсь, я хотел спереть у Кубрика так называемую, перспективу в одну точку, но потом отказался от этой идеи, ибо это оказалось не так просто, как казалось, на первый взгляд.
Так вот, об одноплановости, или непрерывности действия, кому как угодно. Из нее вытекает целая куча последствий и сложностей. Элементарно, если в конце дубля кто-то, где-то схалтурил, то и бедные операторы, со «стедикамом» на перевес, и звукооператор, который по колено в снегу, и актеры, которые одеты уже по весеннему в такую зимнюю погоду, все всё начинают сначала. Наш рекорд 16 дублей, на сцену длиной в 3 минуты, содержащую, 8 фраз. Одно хорошо – именно её, снимали в помещении!
Один из самых обидных моментов, произошел во второй съемочной день, когда мы снимали третью сцену, на трассе, и потратили 10 дублей. Вроде все хорошо, и все мы знаем что на 11 выйдет идеально, (цифры я взял с потолка, потому что не помню точные). И тут к нам подъезжают сотрудники ГАИ (или как их там сейчас называют), и мы узнаем страшную тайну: оказывается на этом участке трассы снимать строго запрещено. Об этом никто из группы (повторюсь в 11 человек!!!) не знал, и даже не догадывался. В общем, они, чуть было не забрали нас в какой-то там штаб, для разбирательств, но благо нам удалось урегулировать этот вопрос, простым, но долгим объяснением, кто мы, и почему именно здесь, потратили несколько неприятных десятков минут, а самое главное настрой. Вот такие вот законы – тут снимать запрещено, а почему – неизвестно. Включи, мол, внутреннюю Вангу и догадайся. О том, где в Астане снимать можно, а где нельзя, можно узнать лишь методом проб и ошибок. Так что на будущее предупреждаем всех – трасса Астана-Караганда для съемки не пригодна, ищите другую – таков закон. Ну, да и ладно, все, что не делается, делается к лучшему, да и сами ведь виноваты – нечего было лезть в непроверенные места.
А теперь пара слов от съемочной группы.
Аян Базылбеков (оператор, первый курс):
«В самом начале был страх, а вдруг не смогу? Но, с учетом того что режиссер очень опытен и не требовал невозможных кадров, мне было не трудно. Да, конечно, я бы сейчас изменил кое-какие детали в операторской части этого фильма, но без этого никак. Думаю, что у каждого, после любой работы, появляются такие мысли. Для меня это был очень большой опыт работать в такой сплоченной команде, очень много чего запомнилось с этих съемок. Раньше я только ассистировал операторам в нескольких короткометражных фильмах, а когда ассистируешь не чувствуешь всей ответственности, которую несет оператор-постановщик. Теперь же, во время этих съемок я познал это чувство».
Дамели Избасарова (оператор, первый курс):
«Когда я выбирала свою профессию, я предполагала, что будут сложности с разного рода условиями. Потому что ни одна работа не проходит легко. Так или иначе приходится сталкиваться с трудностями. Но я считаю, что чем тяжелее работа, именно в плане искусства, тем дороже и ценнее она становится».
Диас Лес (звукооператор, 2 курс):
«В принципе, никаких сложностей, по части того, что сцены сняты одним планом, и соответственно оператор совершал очень много движений, особо не возникало. Перед каждой сценой мы согласовывали наши действия, что облегчило нам работу! Думаю, взаимопонимание было у нас на высоте, что радует».
Пара слов о втором режиссере. Ровно в день съемок, у нас случилась вынужденная рокировка второго режиссера, на смену одному, срочно надо было искать другого. Нашли!
Аида Хасанова (второй режиссер):
«Вообще я получила приглашение на съемки всего за 6 часов до того, как все проснулись и начали подготовку к ним. Это был мой первый выход на площадку, и я испытывала некоторые сомнения. И только приехав на съемки, сообразила, что к чему, и энергия всей группы помогла быстро влиться в ритм работы».
Ну и пару слов о том, почему же я так упорно стоял за идею отснять все сцены одним планом. Во-первых, ‒ непрерывность событий. Лично я, стараюсь уделить очень много внимания в своих работах, именно времени. Зачастую оно играет главную роль, а персонажи ‒ это обычный способ рассказать о нем. И что как не непрерывные сцены может передать, это самое время, создать ощущение, что действие происходит, здесь и сейчас?! Да, в какой-то момент я начинал сомневаться, а стоит ли эта идея стольких усилий, но сейчас смотря материал на монтаже, понимаю ‒ да. Вторая причина, наверное, кроется в моей личной нелюбви к восьмеркам, «крупянкам», перебивкам, и всему такому. Думаю, что вообще необязательно что-то знать о кино чтобы снимать таким образом, конечно если не придумать какой-нибудь интересный способ монтажа, или же самих съемок, как пример недавний «Отель Гранд Будапешт». Там все смотрелось клёво, а 99% всех фильмов, своими восьмерками просто угнетают. Ну, лично меня. И к тому же, имея личный опыт съемок в качестве актера, скажу, что восьмерки, сильно выбивают из тонуса, потому, что ты знаешь наверняка, сейчас камера меня не снимает, можно и дурака повалять. У меня все актеры, практически не имели никакого опыта, и я думаю, что это держало их в определенном напряжении, потому что они не знали, в кадре ли они в тот или иной момент.
Не побоюсь заявить, что в моей творческой деятельности, этот фильм, самая большая работа. Не буду говорить лучшая или просто хорошая ‒ не мне судить. Я считаю, что автор вообще не имеет права оценивать свои работы. Судьи – зрители, а автор снял, или написал, или записал или что-то там еще, и все ‒ сиди и молчи, слушай, набирайся опыта. А учится всегда, есть чему, и есть у кого.
Впереди у нас очень много работы. Но самую сложную часть мы выполнили ‒ отсняли всё, что нам было нужно. Теперь осталась самая важная часть ‒ все это собрать воедино. И предоставить на суд общественности. От себя, нижайший поклон, абсолютно всей группе и каждому лично. Признаться честно, боялся за них, наверное, больше чем они сами, потому что понимаю, что дебют штука важная, как начнешь, так и поплывешь, но они приятно удивили, и у них, по моему скромному мнению, большое будущее. Желаю им дальнейших работ. Главное не стагнировать, и всегда идти, не важно куда, главное не назад!
где можно посмотреть фильм Память
Здравствуйте, Гульнара.
Режиссер любезно предоставил ссылку для просмотра фильма:
https://www.youtube.com/watch?v=xusAcrTmWEA&feature=youtu.be