ВЕСТИ С ПЛОЩАДКИ: «ПАМЯТЬ»

АЯН НАЙЗАБЕКОВ

Завершились съемки моей курсовой работы под рабочим названием «Память». Сейчас фильм находится на стадии своего третьего рождения, а именно на монтажно-тонировчном этапе. Хотелось бы поделиться с вами некоторыми моментами из истории его создания.

В центре истории, молодой отец, ехавший со своей дочерью по трассе. После небольшого ДТП, на утро, он не обнаруживает её, и тут же рвется на поиски.

Сразу хотел бы отметить две вещи. Первое – группа состояла из 11 человек, 5 из которых ученики первого курса КазНУИ, 2 далекие от кино люди, которые исполнили одни из ведущих ролей. Как вы понимаете, для львиной доли группы, это дебют! Особенно хочется отметить дебют операторской группы. Ребята хоть и работали ассистентами у старшекурсников, своих личных работ не имели. И тут же всплывает вторая особо важная вещь – практически все сцены в данном фильме, сняты одним планом. И, прежде чем вы начнете говорить, что я спер эту идею у Иньярриту, («Бёрдмен»), знайте, что я, во-первых, захотел сделать такой фильм еще полтора года назад, а во-вторых, признаюсь, я хотел спереть у Кубрика так называемую, перспективу в одну точку, но потом отказался от этой идеи, ибо это оказалось не так просто, как казалось, на первый взгляд.

1-просто как казалось, на первый взгляд.

Так вот, об одноплановости, или непрерывности действия, кому как угодно. Из нее вытекает целая куча последствий и сложностей. Элементарно, если в конце дубля кто-то, где-то схалтурил, то и бедные операторы, со «стедикамом» на перевес, и звукооператор, который по колено в снегу, и актеры, которые одеты уже по весеннему в такую зимнюю погоду, все всё начинают сначала. Наш рекорд 16 дублей, на сцену длиной в 3 минуты, содержащую, 8 фраз. Одно хорошо – именно её, снимали в помещении!

2-её, снимали в помещении!

Один из самых обидных моментов, произошел во второй съемочной день, когда мы снимали третью сцену, на трассе, и потратили 10 дублей. Вроде все хорошо, и все мы знаем что на 11 выйдет идеально, (цифры я взял с потолка, потому что не помню точные). И тут к нам подъезжают сотрудники ГАИ (или как их там сейчас называют), и мы узнаем страшную тайну: оказывается на этом участке трассы снимать строго запрещено. Об этом никто из группы (повторюсь в 11 человек!!!) не знал, и даже не догадывался. В общем, они, чуть было не забрали нас в какой-то там штаб, для разбирательств, но благо нам удалось урегулировать этот вопрос, простым, но долгим объяснением, кто мы, и почему именно здесь, потратили несколько неприятных десятков минут, а самое главное настрой. Вот такие вот законы – тут снимать запрещено, а почему – неизвестно. Включи, мол, внутреннюю Вангу и догадайся. О том, где в Астане снимать можно, а где нельзя, можно узнать лишь методом проб и ошибок. Так что на будущее предупреждаем всех – трасса Астана-Караганда для съемки не пригодна, ищите другую – таков закон. Ну, да и ладно, все, что не делается, делается к лучшему, да и сами ведь виноваты – нечего было лезть в непроверенные места.

3-нечего было лезть в непроверенные места.

А теперь пара слов от съемочной группы.

Аян Базылбеков (оператор, первый курс):

«В самом начале был страх, а вдруг не смогу? Но, с учетом того что режиссер очень опытен и не требовал невозможных кадров, мне было не трудно. Да, конечно, я бы сейчас изменил кое-какие детали в операторской части этого фильма, но без этого никак. Думаю, что у каждого, после любой работы, появляются такие мысли. Для меня это был очень большой опыт работать в такой сплоченной команде, очень много чего запомнилось с этих съемок. Раньше я только ассистировал операторам в нескольких короткометражных фильмах, а когда ассистируешь не чувствуешь всей ответственности, которую несет оператор-постановщик. Теперь же, во время этих съемок я познал это чувство».

4-Теперь же, во время этих съемок я познал это чувство».

Дамели Избасарова (оператор, первый курс):

«Когда я выбирала свою профессию, я предполагала, что будут сложности с разного рода условиями. Потому что ни одна работа не проходит легко. Так или иначе приходится сталкиваться с трудностями. Но я считаю, что чем тяжелее работа, именно в плане искусства, тем дороже и ценнее она становится».

5-тем дороже и ценнее она становится».

Диас Лес (звукооператор, 2 курс):

«В принципе, никаких сложностей, по части того, что сцены сняты одним планом, и соответственно оператор совершал очень много движений, особо не возникало. Перед каждой сценой мы согласовывали наши действия, что облегчило нам работу! Думаю, взаимопонимание было у нас на высоте, что радует».

 Пара слов о втором режиссере. Ровно в день съемок, у нас случилась вынужденная рокировка второго режиссера, на смену одному, срочно надо было искать другого. Нашли!

 Аида Хасанова (второй режиссер):

«Вообще я получила приглашение на съемки всего за 6 часов до того, как все проснулись и начали подготовку к ним. Это был мой первый выход на площадку, и я испытывала некоторые сомнения. И только приехав на съемки, сообразила, что к чему, и энергия всей группы помогла быстро влиться в ритм работы».

6-группы помогла быстро влиться в ритм работы».

Ну и пару слов о том, почему же я так упорно стоял за идею отснять все сцены одним планом. Во-первых, ‒ непрерывность событий. Лично я, стараюсь уделить очень много внимания в своих работах, именно времени. Зачастую оно играет главную роль, а персонажи ‒ это обычный способ рассказать о нем. И что как не непрерывные сцены может передать, это самое время, создать ощущение, что действие происходит, здесь и сейчас?! Да, в какой-то момент я начинал сомневаться, а стоит ли эта идея стольких усилий, но сейчас смотря материал на монтаже, понимаю ‒ да. Вторая причина, наверное, кроется в моей личной нелюбви к восьмеркам, «крупянкам», перебивкам, и всему такому. Думаю, что вообще необязательно что-то знать о кино чтобы снимать таким образом, конечно если не придумать какой-нибудь интересный способ монтажа, или же самих съемок, как пример недавний «Отель Гранд Будапешт». Там все смотрелось клёво, а 99% всех фильмов, своими восьмерками просто угнетают. Ну, лично меня. И к тому же, имея личный опыт съемок в качестве актера, скажу, что восьмерки, сильно выбивают из тонуса, потому, что ты знаешь наверняка, сейчас камера меня не снимает, можно и дурака повалять. У меня все актеры, практически не имели никакого опыта, и я думаю, что это держало их в определенном напряжении, потому что они не знали, в кадре ли они в тот или иной момент.

7-в кадре ли они в тот или иной момент.

Не побоюсь заявить, что в моей творческой деятельности, этот фильм, самая большая работа. Не буду говорить лучшая или просто хорошая ‒ не мне судить. Я считаю, что автор вообще не имеет права оценивать свои работы. Судьи – зрители, а автор снял, или написал, или записал или что-то там еще, и все ‒ сиди и молчи, слушай, набирайся опыта. А учится всегда, есть чему, и есть у кого.

8-есть чему, и есть у кого.

Впереди у нас очень много работы. Но самую сложную часть мы выполнили ‒ отсняли всё, что нам было нужно. Теперь осталась самая важная часть ‒ все это собрать воедино. И предоставить на суд общественности. От себя, нижайший поклон, абсолютно всей группе и каждому лично. Признаться честно, боялся за них, наверное, больше чем они сами, потому что понимаю, что дебют штука важная, как начнешь, так и поплывешь, но они приятно удивили, и у них, по моему скромному мнению, большое будущее. Желаю им дальнейших работ. Главное не стагнировать, и всегда идти, не важно куда, главное не назад!

Аян Найзабеков

Режиссер. Сценарист. Преподаватель Казахского национального университета искусств (Нур-Султан).

2 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.