Другое студенческое кино

Диана Исенова.

Студенческий кинематограф Астаны стремится не отставать от общего кинопроцесса страны и постепенно набирает обороты. Здесь можно долго говорить о том, что студенты Казахского Национального Университета Искусств то и дело участвуют во всевозможных кино- и телепроектах, берут призы на международных фестивалях, набираются опыта…. Но, к счастью, в Астане есть не только они.

Существует и другая молодежь, никак не связанная со сферой искусства и кинопроизводства, но имеющая хорошие шансы конкурировать и коллаборировать молодыми кинематографистами. Речь о студентах «Назарбаев Университета», которые недавно провели юбилейный пятый кинофестиваль.

Будучи гостем на этом приятном киновечере, я была приятно удивлена двум вещам ‒ представленным в программе фильмам и уровню организации мероприятия. Итак…

О программе

В программе Annual Student Film Festival было представлено 10 работ. По словам организаторов, каждый год фестиваль имеет определенную тему. В этом году она была риторической: «Я – последняя буква в алфавите». Как следствие, 90% работ оказались о самопознании, внутренних переживаниях и даже депрессии. Лишь одна оказалась комичной и легкой для восприятия.

Работы новичков почти всегда очень схожи в своих ошибках. Одна из самых распространённых – излишняя драматичность сюжета. Авторы рассказывают истории о том, как у героя умер близкий человек, о рефлексиях и глубочайших личных переживаниях. Однако в 99% случаев это не дает ожидаемого эффекта, потому что итоговое творение выдает человеческую юность и творческую неопытность. Желание молодых режиссеров затронуть серьезные темы почти всегда связывается с семейной драмой в сюжете, но чаще всего сопровождается провальной режиссурой. Большинство работ, представленных на кинофестивале в «Назарбаев Университете» оказались жертвами этой ловушки.

Так, в работе под названием «Лучший?» режиссеры Мырзахан Жумахан и Азамат Байзаков рассказывает историю о парне, главная цель которого саморазвитие. В погоне за идеалом герой теряет свою девушку, которая внезапно погибает от рака. Картина могла бы стать лучше, если бы режиссеры дали зрителю возможность понаблюдать за нарастающей, а не за внезапной проблемой. Похожая ситуация с фильмом «Д’верь в мир», где режиссер Томирис Тулегенова попыталась показать постепенное сумасшествие героя. Сюжету здесь вновь присущи смерть героини, одиночество и предсуицидальный настрой протагониста. Столь же стандартная драматургия и у картины «Upside Down» (реж. Асыл Еспанова): обычный, но важный посыл о ценности любви и заботы передался посредством долгой, но непроработанной истории.

Есть и другие схожие проблемы. Почти все картины сопровождались закадровым нарративом, что неизменно понижало их кинематографичность и придавало вид социального ролика.  В ряды подобных попали работы «Наедине» (реж. Самал Омарова) и «От А до Я» (реж. Роза Жахина). Двум этим картинам, помимо ЗКТ,  присущи также глубокие вопросы экзистенциализма и отсутствие четкой структуры истории. В финале одной из работ вниманию зрителя была представлена информационная сводка о количестве людей в стране, страдающих от депрессии. Подобные вещи чаще присущи именно соц.роликам и встречаются лишь в фильмах с сильной драматургией и реальной событийной подоплекой. Еще пример – «История о тебе» (реж. Санатжан Аймухамбетов), которая выглядит как курсовая работа среднестатистического студента-режиссера. Здесь хромает как техническая, так и сценарная часть.

Всем перечисленным картинам свойственна одна общая черта, которой обладают в том числе и многие студенты-кинематографисты – неспособность удержать историю под контролем и довести до логического завершения. Особняком среди «роликов» стоит работа под названием «The toys» (реж. Жанна Галиева) ‒ пожалуй, самая светлая и позитивная. Благодаря тому, что были учтены и правильно использованы свет, цвет и монтаж, авторы смогли весьма успешно донести идею о любви к миру и заботе друг о друге.

Однако фестиваль проводится пятый год, а значит, элементарный опыт должен был породить и удачные работы. Так и произошло.

Фаворитами зрителей стали картины «Zhel’» (реж. Адилет Абиш) и «Неудачно хорош» (реж. Дана Тажина). Оба фильма отличаются оригинальностью историй и подачи.  Рассказ о встрече двух молодых людей из разных времен подкупает зрителя возможностью сопереживания: многие из нас хотели бы попасть в прошлое и узнать причины определенных событий. Да и с  технической точки зрения «Zhel’» удался. Оператор умело использовал свет и камеру, давая зрителям ощутить пространство, в котором находились герои. Приятным бонусом оказались актеры, довольно точно передавшие образы людей разных эпох. Они, кстати, и завоевали призы в номинациях «Лучший актёр» и «Лучшая актриса».

Особенно хочется отметить комедию «Неудачно хорош». История крутится вокруг парня, который не умеет говорить «нет». Отсутствие данного навыка доводит героя до абсурдных действий, которые и смешат зрителя. Фильм вобрал в себя стиль съемки реалити-шоу, уместный юмор и динамичный монтаж. Но изюминкой все же оказался финал, раскрывающий пространство по ту сторону камеры, где режиссер рассказывает о замысле фильма.

С точки зрения студента-кинематографиста, я могу выделить уже очевидную тенденцию всего молодого кино, касательно выбора жанра ‒ драма лидирует с большим отрывом! Но, к сожалению, в большинстве своём картины получаются слабыми, вне зависимости от того снимают ли их студенты-режиссеры или обычные студенты. Однако меня удивило то, как комедия, которую сняли студенты НЕ режиссеры, завоевала сердца зрителей. Вероятно, определяющую роль здесь сыграли честность по отношению к зрителю и весьма продуманная сатира.

Объективно, фильмы, вошедшие в программу Annual Student Film Festival, не сильно отличались от работ студентов-кинематографистов. Технари и гуманитарии показали, что могут делать кино, не хуже. А для развития кинематографа всегда важен взгляд на мир другими глазами. Так, как это, к примеру, сделали создатели комедии «Неудачно хорош».

Об организации

Первое, что бросилось в глаза – соответствие заявленному уровню. Большой и стильный баннер, с указанными на нём спонсорами, розыгрыш призов, открытые к публике ведущие, и, конечно же, большой, оснащенный всем необходимым кинозал. Качество подготовки налицо. Чувствовалось, что организаторы серьезно и ответственно подошли к проекту. Приветливые координаторы встречали гостей, рассаживали по местам, желали приятного просмотра. Никто не нервничал и не давал повода в чем-то засомневаться.

Наверное, единственным минусом стало то, что финальные титры не прокручивались до конца. Кинематографистам в большинстве своем принципиально важно, чтобы их никто не обрывал. В мире кино даже существует такое негласное правило – аплодировать только после того, как закончатся титры. Очень надеюсь, что организаторы обратят на это внимание.

В остальном же быть гостем фестиваля оказалось приятно. Даже как-то досадно стало осознавать, что студенты-кинематографисты теряют хватку, и не устраивают подобные мероприятия в стенах своего университета. КазНУИ без проблем мог бы провести кинофестиваль любого уровня. У него есть и финансовые, и умственные ресурсы для этого. Однако что-то мешает, а потому город не знает своих начинающих кинематографистов в лицо.

И напоследок

Весь студенческий кинематограф Казахстана сегодня приобретает некий новый облик. Он похож на способного ученика, который развивается всеми возможными способами. И кинофестиваль в «Назарбаев Университете», наглядное тому подтверждение. Если в тебе есть творчество, оно непременно даст о себе знать.


Победители Annual Student Film Festival 2017

Лучшая операторская работа ‒ Жанна Галиева («The toys»)

Лучший фильм ‒ «Zhel’» (реж. Адилет Абиш)

Лучший актер – Алишер Каженов («Zhel’»)

Лучшая актриса – СанияАсембек («Zhel’»)

Лучший режиссер – Дана Тажина («Неудачно хорош»)

Лучший сценарий ‒ Анель Рахимжанова («Неудачно хорош»)

Лучший монтаж ‒ Динара Сатбаева («Неудачно хорош»)

Приз Зрительских Симпатий ‒ «Zhel’» (реж. Адилет Абиш)


Фотографии с позволения организаторов позаимствованы отсюда

Диана Исенова

Киновед. Переводчик.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.