АЯН НАЙЗАБЕКОВ
Хочу поговорить с вами о молодом режиссере по имени Нил Бломкамп. (Кстати, попробуйте три раза подряд произнести его имя в слух – как минимум перелом языка обеспечен!).
И так вот три его полнометражных фильма: «Район №9», «Элизиум» и только что вышедший в прокат (конечно если вы не читаете это через 28 лет) «Робот по имени Чаппи». Чем так плохо оригинальное название «Чаппи» для российских «дубляторов» (или как их там), я не понял, и скорее всего не пойму никогда. «Чаппи» и все, вроде понятно, но нет, обязательно, видимо для разъяснения, нужно добавить, что это РОБОТ по ИМЕНИ Чаппи. Ну да ладно, мы не об этом.
У Бломкампа, были три короткометражки: «Выжить в Йобурге», которая впоследствии превратилась в фильм «Район №9», (о нем позже) и «Тетра ваал» и «Желтый наркоцвет», которые, объединившись, стали фильмом «Чаппи». Все три, рекомендую к просмотру прямо сейчас, тем более что в интернете они давным-давно в свободном доступе. И последнее что вы должны знать о Ниле Бломкампе, чтобы понять то, о чем дальше пойдет речь – он заканчивал киношколу, именно по специальности компьютерная графика.
«Чаппи» один из тех фильмов, мнение о котором тяжело составить, не смотря предыдущие работы Бломкампа. Поэтому давайте устроим небольшой экскурс в историю: те, кто не знаком – познакомитесь, те, кто знаком – вспомните.
«Район №9». Всем известный Питер Джексон, заметив работу Бломкампа «Выжить в Йобурге» решил рискнуть, и дать молодому пареньку шанс развить свою идею в целый полнометражный фильм. С бюджетом в 30 млн. долларов, что для Штатов копейки (что бы вы понимали, средний боевичок со спецэффектами стоит около 180-200 млн.). И если слова, «апартеид», «научная фантастика», аллегории, и необычная подача сюжета в виде псевдодокументальных интервью и всего такого вас не завлекают, то, увы, фильм «Район №9» вам не понравится.
«Элизиум», который везде «Элизиум», в нашем прокате какого-то лешего, получил подзаголовок «РАЙ НЕ НА ЗЕМЛЕ», для особо одаренных как говорится. Фильм проходной. Ведь после номинации на Оскар «Района №9», и переворота в жанре научной фантастики, от Нила ждали какого-то, ВАУ! Тут тебе и Мэтт Деймон, и компания «Bugatti» в качестве одного из консультантов по части автомобилей будущего, и великолепный лучший друг Бломкампа, (который после «Района №9», стал едва ли не популярнее своего протеже) Шарлто Копли, и опять-таки аллегория на современный мир, и зияющую пропасть между нищетой и богатством и много еще чего, но фильм не удался. Будь он до «Района №9», это было бы круто. Но все как говорится, познается в сравнении, и никаких сравнений с предыдущей работой, «Элизиум» не выдерживает.
И вот момент для Бломкампа ответить, действительно ли он суперталантлив, и может дальше развивать научную фантастику как жанр. Если вы сомневаетесь в том, что он её до этого развивал, то будет достаточно одной реплики: «Интерстеллар» Нолана, начинается с псевдодокументальных интервью, и попробуйте мне сказать, что он не подсмотрел это у фильма «Район №9»! «Чаппи», должен был ответить на многие вопросы, касательно режиссера Бломкампа, и он ответил, но обо всем по порядку. Как я уже сказал «Чаппи» – это компиляция идей двух короткометражек. Соответственно идею эту, режиссер вынашивал долго, и это видно сразу. Если в устройство мира «Элизиума», поверить тяжеловато, то, мир в «Чаппи» выглядит так, будто в скором времени все это нас ожидает. Действие во второй раз переносит нас в ЮАР. Почему Бломкампа туда так несет? «Район №9» это ладно, там все-таки расизм и все дела, но зачем лезть туда опять, непонятно ровно до одной сцены. Но и об этом позже.
Когда я впервые увидел трейлер этого самого «Чаппи», я подумал: «Неужели это будет что-то другое?! Не обычные аллегории под перестрелки, а драма о Роботе, который обладает разумом, пытается бороться против системы, и прочее, прочее». Такое ощущение было ровно до второго трейлера, где нам показали другого робота, который слегка, так, самую малость, нагло выкраден из фильма «Робокоп», (не того отвратного ремейка, а фильма Пола Верховена). Кто смотрел, поймет, о чем я. «Ну и приехали, – подумал я, – начало такое же многообещающее как у «Района», но все в итоге скатится в бездумные, но безумно красиво поставленные «пострелушки»». Но фильм пошел слегка другой дорогой. Да, все в итоге скатывается в перестрелки. Скажу больше, фильм начинается с одной из них, а точнее одной из трех. Да, в этом БОЕВИКЕ реально всего ТРИ экшн-сцены, а остальное – попытка рассказать нам философскую притчу, о том, что есть человек, что наши возможности не ограниченны, и что такое сознание. Я не зря упомянул «Интерстеллар» Нолана, и может быть я совсем поехал крышей, но я прямо сгораю от желания столкнуть эти два фильма, лоб в лоб, и победителем мне почему-то видится «Чаппи». Так как закончился он, должен был закончится «Интерстеллар». Не тем сюжетным твистом на уровне «Престижа» того же Нолана, а чем то философским, как у Кубрика в «Одиссее». Он должен был, ответить нам на сложные вопросы, но побоялся. А Бломкамп – нет, он дал свою версию, того, что такое душа, и сознание. Он делал научную фантастику, шесть лет назад, делает её и сейчас. Он занял нишу, которая пустовала, чуть ли не со времен «Чужого» Ридли Скота.
Но почему я советую глянуть все три полнометражные работы Бломкампа – вы увидите его рост, увидите, как он меняется, и как меняются его кино и взгляды на жизнь. Он безумно фанатеет от того что делает, создает миллиард самых разных отсылок, на самые разные фильмы. А фанатам Линча, ну или просто тем, кто смотрел его фильм «Человек-слон», вообще в один момент захочется, чтобы герой сказал знаменитую фразу «Я ЧЕЛОВЕК!!!» потому, что эта сцена цитируется чуть ли не покадрово. Те же немногие, кому понравился фильм Спилберга и Кубрика «Искусственный разум», увидят нечто похожее, в этой же самой сцене. И на великолепный мультфильм «Стальной гигант», прорва отсылок, и на много чего еще. Бломкамп ответил, и показал, что он не боится экспериментов, что он готов и дальше идти в этом направлении. Самое главное талант. Видно, что не все еще сказано, и пороха в пороховницах должно хватить как минимум на фильмы уровня «Чаппи». Но хочется верить, что не только.
Ему всего 35. Для режиссера это не возраст, на пик карьеры они обычно выходят позже. И если «Интерстелларом» Нолан заставил лишь задумываться, стоит ли он выданных ему вистов, то «Чаппи» Бломкамп сказал: «передайте все висты Нолана мне, я их заслужил больше».
Так почему же ЮАР?
«Район №9» закончился тем, что этот самый район, за номером 9, из-за перенаселения решили расширить и переименовать в район за номером 10. События фильма происходят в 2012 году. События «Чаппи» же происходит в 2016 году, и если учесть что за это время правительство, в любом случае, успело бы создать десятый район, то получается, что главные герои в конце фильма, находятся как раз таки в нем. А если принять во внимание, то, что Бломкамп оговаривался о продолжении «Района №9» «Районом №10», то можно предположить, что два фильма «Чаппи» и «Район №9», соединившись, станут этим самым продолжением. Но, это все же предположение, не более.
Отдельного упоминания заслуживают еще две вещи. Во-первых – это, конечно же, Шарлто Копли. Откуда Бломкамп его взял? Уму непостижимо, что такой великолепный актер появился так поздно! Его моушен перфоманс, в роли самого робота Чаппи, за гранью добра и зла! Достаточно посмотреть трейлер на английском, чтобы понять, насколько он великолепен. Мое обычное «Браво» российским переводчикам, за то, что запороли очередную мастерски сыгранную роль. Ради одного только Копли стоит посмотреть фильм в оригинале. Да и вообще фильм, если вы его посмотрели, стоит пересмотреть, и не один раз, потому, что количество деталей и ценных мелочей там просто зашкаливает.
Ну и вторая вещь, которая не может остаться без внимания. Это музыкальная группа «Die Antwoord». Группа из ЮАР, мало того что сыграла великолепно (я имею ввиду пару Йоланди Фиссер и Ниндзю (не удивляйтесь, это псевдонимы)), но и написала один из самых самобытных саундтреков, чуть ли не со времен фильма «Трон: Наследие», созданного известной группой «Duft Punk». Их композиции, заслуживают того чтобы быть отдельно скаченными, и добавленными в медиатеку. Это стоит того, поверьте. В этих двух ребят, вы в любом случае влюбитесь походу фильма, и это в первую очередь заслуга режиссера. Он так мастерски научился жонглировать плюсом и минусом, что те, кто вроде как антигерои, в конце концов, оказываются, чуть ли не самыми любимыми персонажами всего фильма.
Только не подумайте, что я тут собрался давать фильму всякие личные звания, вроде «самого лучшего фильма 2015-го». Нет, хотя на данный момент это так. В этом календарном году, не выходило еще ничего, настолько же сильного. Интересно здесь другое, а именно что с Нилом Бломкампом будет дальше, если он продолжит, и нарастит мастерство рассказа историй, и философия его начнет просупать сильнее. Кто знает, может лет через двадцать, даже «Одиссея» Кубрика пошатнется, а пока, Бломкамп доказал, что расти есть куда, и расти он будет.
То, что не смог сделать в своё время парень из SkyNet, сделал парень из Tetra Vaal: робот получил сознание и возможность интеллектуально и эмоционально развиватся. На этом сочетании живого и неживого очень внятно строится драмаургия фильма, в котором не смотря на жанр, есть место тонкости, умному сочетанию комичного и трагичного, ненавязчивой философичности. Робот учит человека быть человеком, что само по себе парадоксально и пугающе. Неужели люди и впрямь на столько утратят способность жить по-людски? Будущее в очередной раз предстает не в розовых тонах, но до прилета ВАЛЛ-И еще далеко. Еще есть время подумать о том куда катится мир и почему. Отдельное спасибо Бломкампу за смелость сделать happy end во преки укоренившемуся тренду.