Евгений ЛУМПОВ
Эта статья (или, если хотите, послание) адресована всем почти/возможно/и наверняка гениальным документалистам, которые, не смотря на все различия в манерах самолюбования, все же весьма похожи друг на друга в своем неуемном желании жаловаться на жизнь.
Перестаньте, братцы! Вам кажется, что в своей какофонии вы создаете элегию и образы непризнанных гениев, охваченных мандельштамовой тоской, но это не так. Напротив, вы, чем дальше, тем больше напоминаете героев жанра «блэксплойтэйшен», которые обсуждая у себя на районе, завершившийся не в их пользу распил кинобюджета, с гордо проглоченной обидой заявляют: «Это потому, что я докуменалист!».
По-моему, это уже никого не трогает: ни ваших коллег, ни тем паче ребят, работающих по принципу «пилите, Шура, пилите». Я не в силах заразить вас оптимизмом, коллеги, поэтому позвольте мне чопорно процитировать Бродского. Он сказал: «Всячески избегайте приписывать себе статус жертвы. Каким бы отвратительным ни было ваше положение, старайтесь не винить в этом внешние силы: историю, государство, начальство, расу, родителей, фазу луны, детство, несвоевременную высадку на горшок и т.д. В момент, когда вы возлагаете вину на что-то, вы подрываете собственную решимость что-нибудь изменить».
Эта рефлексия зашла слишком далеко. Давно не новость, что документалистику нашей страны превратили в канат, перетягиванием которого сегодня развлекаются «Казахфильм» и телевиденье. Для каждого из бойцов это лишь спортивный интерес, потому как приз в виде махрового стандарта производства уже давно определен и спокойно пылится в коллекции и того и другого. Однако скромные труженики хроники, чья служба тоже «и опасна и трудна» пассивно ожидают своей участи, с абсолютным безразличием глядя на возню потенциальных боссов. Будет победа – будет хлеб. Без икры, но под скупую мужскую слезу почти деликатес. А уж на полный желудок можно и «говорящую голову» снять и начальника поругать.
А что в итоге? Солдат спит — служба идет. Энтузиазма в документальном кино меньше от поколения к поколению. Киноязык жанра переживает коллапс и его не вдохновляют ни современные технологии, ни достижения режиссеров живущих по соседству. Самым прожженным ипохондрикам от док.кино хватает духу с ностальгией вспоминать светлое прошлое, где, как сказал однажды герой Аркадия Райкина «все было не то, все было не так, но вобла в Каме была!». Под воблой, ясное дело, подразумевается национальная валюта, и вопрос банально сводится к деньгам, хотя как показывает практика отечественного кинодокумента – финансы далеко не гарант качества. И, тем не менее, выходит, что культ себя любимого нет-нет да переходит в пресловутую культуру протянутой руки, дискредитируя и достижения прошлого и веру в светлое будущее, которая, кстати, должна все-таки базироваться на собственном стремлении двигать вперед самобытное творчество, а не на возможности схалтуриться за хорошую цену.
Вернер Херцог сказал: «Хочешь снимать кино – укради камеру и снимай!». Разумеется, я никого не призываю нарушать УК РК, но думаю, суть метафоры все уловили. Коль скоро обстоятельства ставят нас в позицию иждивенцев в родном кинематографе, то придется нам жить по принципу о спасении утопающих. Меньше гос.помощи – меньше воды в мемуарах. Консолидируйтесь, помогайте друг другу, докажите хотя бы себе, что вы не один из агентов Мартицы. В конце концов, просто имейте мужество перестать тратить силы на кухонную хулу и заняться тем, действительно важным.