Зарема Ертай.
Минули те времена, когда режиссёр являлся всем на съемочной площадке, как например Тарантино, который сам писал сценарий, снимал за оператора, монтировал по ночам и даже играл в эпизодических ролях.
Сейчас кино − это просто бизнес, где часто никто не болеет душой, где не ищут правды и смысла, где режиссёр − это просто тот, кому достаётся самый лакомый кусочек с вишенкой, то есть главная фраза вроде: «Фильм Фёдора Бондарчука». Речь, разумеется о «Притяжении», которое можно назвать и проамериканским, и кэмероновским и просто очередным про инопланетян.
Так в чем же его отличие от остальных? Это первый российский фильм про инопланетян, который на самом деле о людях. Он не станет классикой, не соберёт хвалебные отзывы поклонников сего жанра, а просто пройдёт как дождь и все про него вскоре забудут.
Весь трейлер, где летающая «тарелка» падает на многоэтажки Чертаново − не конец и не многообещающая середина, а всего лишь начало фильма, после чего работник по визуальным эффектам может спокойно отлучиться на перекур. Дальше начинается основная история о девушке Юле, которая живет со своим строгим отцом-полковником, без матери, встречается с «плохим» парнем и учится в школе. В один день, когда летающий корабль, который сбили сами люди, падает на землю, принеся тем самым большие жертвы, Юля узнает, что одной из жертв стала ее лучшая подруга. Недолго думая, она берет пистолет из отцовского сейфа и готовится мстить. Как позже объяснил сам Бондарчук, это был юношеский максимализм, но даже у меня заядлого рокера, прошедшего стадию взросления подростка-неформала, не возникло бы такой наивной мысли.
Однако по задумке сценаристов-мужчин, которые понятия не имеют о психологии девочки-подростка, она должна поступить именно так. Затем и ее парень со своими друзьями из гаража решает на своём BMW пойти против инопланетян. Тут мне вспомнился один отрывок из «Так говорил Заратустра» Фридриха Ницше: «…Вы совершили путь от червя к человеку, но многое в вас еще осталось от червя. Некогда были вы обезьяной, и даже теперь еще человек больше обезьяна, чем иная из обезьян…».
Персонаж Юля, лично у меня, не вызвал симпатий, хотя главный герой, каким-бы ни был должен влюбить в себя даже если это маньяк-убийца. Ты должен переживать за него, думать как он там, успеет ли поймать вон ту женщину, чтобы расчленить и насытиться мясом?
Юля явный протагонист, хоть и многие поступки ее не вызывают одобрения. Например, обмануть отца (напомню, военного) своей лжебеременностью или выгнать на улицу симпатичного инопланетянина. Как-то не комильфо, поэтому и сопереживать не хочется, а вместе с этим и смотреть, затаив дыхание.
Следующей задумкой сценаристов был, только что посетивший барбершоп, инопланетянин с идеальной щетиной. Он выучил русский, как только его услышал и почти понял, что такое любовь и самопожертвование.
И началась любовная тема − самая продаваемая в кино. Но как я говорила ранее, девушке не сопереживаешь, а парень по-современному опрятен и подстрижен, чтобы думать, что их поцелуй − это слияние двух разных цивилизаций. Мне до сих помнится любовная сцена из «Аватара», подключения их хвостов. А здесь мы просто видим двух молодых ребят, в любовь которых верится с трудом.
В этом многослойном пироге, что создали сценаристы, даже не любовь играет ключевую роль, а как я говорила ранее, глупость и одноклеточность людей. Так вот команда чертановских пацанов, (где, кстати, латентный скинхед по прозвищу Рус дружит с азиатом, чего не бывает в природе) внушили толпе, что пора защищать нашу землю от вторжения инопланетян.
На память пришел старый «Человек паук-3», где обычный парень становится злодеем от какой-то чёрной кляксы. Было и здесь такое. На минуту я даже подумала, что смотрю марвеловское геройское кино, но это было временной иллюзией. Затем мне померещилось что-то от Ридли Скотта с его «Прометеем», но вскоре и это мираж рассеялся. В двух этих фильмах, не смотря на неоднозначность главных персонажей, они тебе по-человечески симпатичны. В «Притяжении» же только становится стыдно за братьев наших землян, за то, что они со всей своей наивностью и хорошо развитом стадном инстинктом, ведутся на информационные вирусы и агитацию к войне от районных парней. Даже если совершается ужасное века, я как зритель, пойду за преступником только если буду хоть чуть-чуть влюблена в него. Мужчинам тоже хотелось бы видеть женщину-злодейку в лице, например, Шэрон Стоун или Деми Мур. Проиграть такой даме, в данном случае, было бы не сильно большой досадой.
При том, что были подняты такие социальные темы как борьба людей против самих себя же, отсутствие навыка ведения переговоров с инопланетными созданиями, проблема отцов и детей, чего-то главного все же не хватило. Точка G у зрителя так и не была найдена.
Научная фантастика для меня − не самая любимая тема, однако порой действительно испытываешь спектр эмоций от какого-нибудь творения Скота. Его фильмы уже давно стали нетленкой в своём жанре. И даже и мейнстримовый «Аватар» метит в ту же категорию. Доля правды в этих фильмах была, поэтому они запомнились и полюбились. Поклонники научной фантастики на самом деле не любят вымысел. А неподдельные человеческие чувства, через призму неизведанного опасного мира − обожают. В любой сказке, помимо утрированного сюжета, должно быть что-то из жизни. Но в сказке под названием «Притяжение» правда одна: это просто бизнес, ничего личного.
Однако мне кажется, что я все же разгадала, в чем заключается главное отличие российских инопланетян от голивудских. Слишком много слов назидания человечеству и всему миру, но где же посыл к одному единственному человеку? Где это персональное, но глубоко проникающее в душу «Оян, қазақ, оян!»?
Даже если бы тарелка упала на алматинскую барахолку ближе бы история не стала. Она по-прежнему происходила бы где-то и с кем-то, но не со мной…