АТТРАКЦИОН «РОДИНА»

АКБОТА БАЙКАДАНОВА.

16 декабря в Центральном концертном зале «Казахстан» состоялся показ фильма «Казахское ханство».

Жили-были патриот и кинокритик. Первый, скушав любимую историческую наживку, говорил: «Этнографический фильм про наш хороший и славный народ, что еще мне надо?». А критик отвечал: «Давайте абстрагируемся от личного и поговорим серьезно, разобрав  это новое дитя кинематографа». 

Как и следовало ожидать, художественный фильм Рустема Абдрашева «Алмас қылыш» направлен на то, чтобы возродить интерес зрителей к 550-летней истории Казахстана, вновь вернувшись в XV—XVI  века. На этот раз ради просветительско-научной цели  –описать, как зародилось и сформировалось Казахское Ханство. Как было сказано самим режиссером на премьерном показе 16 декабря «Нурсултан Назарбаев стоял за идеей рассказать посредством кинематографа историю зарождения казахской государственности».  Потому, становится очевидно, что картина направлена в первую очередь, на то чтобы в хорошем смысле задеть чувства казахстанского зрителя – разжечь его патриотическую страсть, его национальный дух и распалить народные переживания; заставить современника загореться желанием изучить Историю Казахстана, и самое главное – одна из идей картины – оживить чувство единства, успевшее затеряться в современном казахстанском народе.

Действие ленты «Алмас қылыш», вдохновлено знаменитым хроникальным романом «Кочевники» Ильяса Есенберлина, и воспроизводит первую часть данной книги – «Заговоренный меч». Рассказать почти два века истории  нации за три часа киноспектакля никому не под силу, однако кинематографисты все же рискнули, воссоздав на экране преимущественно особо важные даты и события. В итоге получилась экранизация сборника тестов по истории.

Впрочем, вполне дорогая и красивая. Впечатляет великолепие исторических костюмов, что надеты на всех от султанов и батыров до простых кочевников. Воссозданы одеяния не только казахского народа, но и многих соседних. Живописны кочевья города, крепости и дворцы; очаровательны бескрайние холмы, реки и степи. Сцены массовых побоищ и сражений могут прельстить, (а то и сконфузить, кому как), обилием крови и анатомическими подробностями (впрочем, далеко не такими подробными, как в сценах нашумевшего сериала со слоганом «зима уже близко»), но в целом они  вполне зрелищны и занимательны, хотя и сняты довольно шаблонно.

Не стоит сравнивать с азиатскими (преимущественно китайскими и корейскими) историческими фильмами и в особенности сериалами, которые те клепают, как горячие пирожки, вкладывая меньший бюджет и получая такое же высокое качество наравне с оригинальной съемкой и затягивающей историей. Потому что, если в странах Востока это уже конвейер, то у нас, все пока только на стадии развития, однако, ничто не мешает поучиться.

По поводу актерской игры: как таковых главных героев здесь нет, т.е. сюжет не привязан к какому-то персонажу, потому что главный персонаж фильма – Казахское ханство, и, следовательно, все судьбы растворены и замешены в его общей истории. Немножко Кобланды Батыра, чуть больше Шахмухамета, немножко Керея и Джанибека, где-то проскальзывает драма братьев, где-то любовная драма, еще раз семейная и т.д т.п. Казалось бы,  сюжет говорит о единстве и даже закадровый голос напоминает о нем, но так как ни с каким из героев зритель не соприкасается от начала до конца, скача с повествованием от одного к другому, в итоге ни с одним из героев связи не устанавливается. Герои остаются изолированными, отделенными от зрителя, совершившими то, совершившими это, поэтому, не находя эмоциональной связи, зритель словно «пролистывает»  интересные эпизоды различных человеческих судеб.

Однако, есть две мужские сюжетные линии, которые, проскальзывают только где-то к середине фильма, а потом появляются лишь под конец, и удивительно, но среди множества историй, что рассказаны в картине, именно их развиваются в драматургическом плане, захватывая внимание и вызывая чувственный отклик. Смущает лишь то, что именно с ними и связано название «Алмаз қылыш», тогда как сами герои, повторюсь, повествуют о себе лишь где-то на задворках общей истории Казахского ханства. (Я стараюсь не спойлерить, дабы не портить впечатление от просмотра тем, кто еще ждет проката, однако каждый, кто посмотрит фильм, сразу же поймет о ком здесь шла речь).

Очень смущает нагромождение музыки. Музыка сама по себе хороша, но нужно быть аккуратным с ее количеством, громкостью и необходимостью, дабы не превратить всё в мюзикл, а то и в клип. (Клипообразная сцена где-то в середине фильма была довольно-таки рискованной).

Кинолента «Казахское ханство» оказывается заложницей того, на чем  построено большинство патриотических фильмов Рустема Абдрашева − постановочных аттракционов, играющих на любви к Родине. И главным аттракционом является сама тема как таковая. Это завлекает зрителя, потому что «дорого, красиво и про народ», но в конечном итоге он может остаться безучастным, и это вызвано отнюдь не безразличностью  нынешней публики, а некачественным драматургическим решением киноленты.

Поскольку фильм ориентируется на историческую достоверность, пытаясь дать зрителю изобразительный рассказ о зарождении Казахского Ханства, было бы не плохо, всё же в будущем увидеть так же и документальную картину – чтобы уже наверняка. Казахстанский зритель хочет знать свою историю, поэтому это тот самый случай, когда документальное кино будет востребовано и на него действительно пойдут в кинозал, особенно, если и снято все будет с таким же размахом.

 

Акбота Байкаданова

Режиссер-документалист. Переводчик.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.