Мужское и женское, или первоначала во временном контексте кинематографа одной страны

АЛЕКСАНДРА ПОРШНЕВА.

Удивительно, что 1966 год подарил не только французскому кинематографу, но и мировому два фильма известных режиссеров с разными взглядами на время, происходящее в этот самый год.

Две полярные на первый взгляд точки зрения, выраженные в практически одинаковых по названию фильмах «Мужское/женское» Жан-Люка Годара и «Мужчина и женщина» Клода Лелуша, при том четко передают позицию обоих первоначал во временном контексте.

Стоит отметить то, что вообще имеется в виду при упоминании термина «первоначала». Издревле, во всех народах мира два составляющих всего на земле имели четкое определение, как в философии Древнекитайской, так в Древнеегипетской: «Инь» — «Ян», левое – правое, нравственное – безнравственное, свет – тьма, и т.д. На протяжении многих веков эта философия более или менее могла иметь устойчивое положение. Однако, уже в начале рокового 20го века, со всеми его «прелестями» наступает всплеск феминизма, и как следствие этого явления и войн – ненужность послевоенному поколению устаревших моралей – сексуальная революция. Следовательно, и мужское, и женское подвергаются трансформации.

Но что же нам «говорит и показывает» кинематограф Франции?

«Мужское/женское» — фильм Жан-Люка Годара, снятый в репортажной манере, повествующий о жизни революционной молодежи «поколения Маркса и Кока-Колы». На фоне романтических взглядов главного героя предстает антиромантика современного общества. Стоит более четко обрисовать оба первоначала для дальнейшего вывода.

kinopoisk.ru

Женщина – хладнокровная, рассудительная, коварная, знающая свои желания и четко их исполняющая. Она врёт, хитрит, убивает. Так, чтобы не быть голословными, приведем примеры из кинокартины. Героиня Мадлен на вопрос о чувстве любви отвечает, что «в большинстве случаев это мешает». Подруга Мадлен совершает кукольную казнь. Женщина в метро застрелила мужчин. И, в конце концов, как итог – загадочная смерть Поля, которой заканчивается фильм. Всё это явно подтверждает технический прием типа съемки репортажа-интервью, или блиц-опроса в блиц-отношениях блиц-времени. Женщина задумывается сохранить ребёнка, либо сделать «модный» в то время аборт. Это уж точно подтверждает, что функции физические, природные имеют всё меньшее значение в осуществлении божественной заповеди «плодитесь и размножайтесь» и большее в получении наслаждений от жизни.Итак, перед нами предстает эдакая модерн-женщина, впитывающая феминизм вместе с дымом сигарет и кока-колой. Кокетливое существо с окровавленными руками, милым голосом мурлыкающая песни о любви. Женское – НИЧЕГО.

kinopoisk.ru

Мужское –настойчивый, возможно, в силу возраста более легкомысленный, но всё же настаивающий на создание очага и семьи. Желающий искренности от женщины, Поль раздражается от кокетства и лжи. Ему всё также свойственна революция, попытка совершить переворот, прийти к власти, обрести силу. Но при этом герой фильма Годара – гуманен, романтичен, он пытается докричаться до героини, вызывая её будто по радио связи: «Поль вызывает Мадлен!» А гуманизм молодого человека проявляется не только в страхе перед смертью молодых афроамериканцев в метро, не только в разрисовывании краской машины американского офицера, но и в отношении к людям вообще. Ещё одним из характерных различительных черт в кинокартине является характеристика героев по средствам их любимой музыки. Поль – это И.С. Бах, основа, мощь, сила. Мадлен – современная поп-музыка, в которой она и сама вращается. Для мужчины центром мира является любовь.

Временная субстанция – кафе, в котором встречаются герои, отношения между людьми ярко в нем показаны. Всё это является характеристикой времени, в котором будто случайно затесался старомодный Поль. Даже камера подтверждает это, скользя от одного столика к другому. Мужчины в туалете кинотеатра – вот итог феминизма, после которого амуроцентричные мужчины находят понимание и взаимоотдачу только друг у друга. Хотя опять же та самая революция. Она вновь встает в победоносную позу перед зрителем, во время диалога интервью с одной из девушек-моделей. Жизнь во имя себя, — таков девиз времени.

Тот же 1966 год. Фильм Клода Лелуша «Мужчина и женщина». Даже в названии оба первоначала уже не разделены дефисом, а соединены союзом. Герои Лелуша больше подходят по первоначальным определениям самой истине мужского и женского. Тонкая и молчаливая Анна, и сильный и азартный Жан-Луи – это поколение старше, чем молодые герои годаровского фильма.

Если говорить о женском образе киноленты, то здесь героиня если и сомневающаяся, то это мотивированно исключительно чувствами героини. Нет никакого кокетства, лукавства и поиска материальной выгоды. Тем не менее, женщина – свободна, она сама для себя решает, чем заниматься и как жить. Но при всем этом является частью природного целого – целостной частью такого же целостного мужчины.

kinopoisk.ru

Поразительно, как разделились во мнениях эти фильмы. Жесткий, почти документальный фильм Годара и лирическая популистская картина Лелуша оставляют место для раздумий над тем, как получилось у старшего поколения сохранить единство и человеческие взаимоотношения. Повлияла ли на это прошлое пережитая в потерях и горе война, где больше всего ценится человеческое?

Александра Поршнева

Киновед. Член Ассоциации кинокритиков Казахстана. Член FIPRESCI.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.