АДИЛЬХАН ЕРЖАЕНОВ.
Почти никто не работает с раскадровками на площадке. Их готовят, старательно рисуют, нанимают художников (непонятно зачем) и в итоге снимают, не прибегая к заготовленным рисункам.
Почему? Потому что для многих просто непонятна их функция. Зачем снимать заранее то, что можно выдумать на площадке? Зачем корпеть над рисунками, охота уже снимать.
Так, как я продолжаю тему безбюджетного кино, то советую использовать раскадровки тщательно, тем паче, если нет средств.
В чем функция раскадровки? Никакой эстетической или художественной задачи не ищите в них, не нанимайте художников, не старайтесь рисовать планы. Ни к чему. Это просто схема, а живопись нужна на экране, создавайте ее светом на площадке.
Раскадровки несут сугубо производственный, утилитарный характер.
Итак, разберем пример достаточно примитивного эпизода из 9-ти планов. Простите за качество, однако даже такие рисунки способны принести пользу.
В этой сцене, допустим, вам необходимо снять двух актеров, и оба из них могут уделить вам по часу.
Мало того, один из них опаздывает, а другой уже собирается уходить. Паника. День потерян. Но только не для тех, кто пришел с раскадровкой.
Смотрим.
Где-то в прерии стоит персонаж А (рис. 1).
Мы видим, как издалека к нему приближается персонаж Б (рис. 2)
Персонаж А заметно волнуется при виде гостя. (рис. 3)
На общем плане мы видим, как персонажи стоят друг против друга. (рис. 4)
Персонаж Б замер. (рис. 5)
Его рука потянулась к кольту. (рис. 6)
Персонаж Б разворачивается неожиданно и уходит, не достав оружия. (рис. 7)
Персонаж А облегченно вздыхает. (рис. 8)
На общем плане герои расходятся в разные стороны. (рис. 9)
Вооружившись раскадровкой, мы проводим бухгалтерию планов. Выясняется, что планов с обоими актерами всего два (4, 9)
Значит, быстро снимаем эти планы, благо, что мы знаем, какие планы предыдущие и последующие, чтобы были правильные монтажные склейки.
Далее, мы облегчаем перестановки оператору и всей группе, если заметить, что планы 1, 3, 8 — по сути, с одним героем и смотрят в одном направлении.
Снимайте их один за другим и экономьте силы, время.
Отсняв их, вы можете отпускать одного актера, который уже поглядывает на часы и спокойно приниматься за второго.
Планы 2 и 7 — тоже одинаковые, только уберите так называемый «голландский план» (заваленный горизонт), и дело в шляпе.
5-й и 6-й планы тоже можно снять последовательно, разве что придется менять оптику.
Раскадровка выгодна для экономии времени — без нее вы рисковали бы потерять впустую день из-за опоздания одного актера. С ней вы снимете планы быстро и качественно, легко перескакивая хронологическую последовательность — и в течении дня у вас не будет простоев. В ожидании опаздывающего актера всегда можно снять необходимые детали, которые найдутся в раскадровке. Если вам лень их рисовать — делайте раскадровки хотя бы перед каждым съемочным днем.
Польза вторая. Работа с художником.
Зная наверняка снимаемые на сегодня планы, вы можете приготовить в границах каждого кадра заранее художественный фон.
К примеру, насадить на втором плане три цветочка, прибрать мусор, воткнуть одинокую ветку и т.д.
Без раскадровок вам будет не до живописи.
Польза третья. Монтаж.
Проклятые «восьмерки» — это не просто диалог двух героев.
«Восьмерки» кроются везде, в каждом взгляде героя, в каждом движении каждого тела на экране.
Несоблюдение «восьмерок» чревато тем, что герой будет смотреть не на руку, вытаскивающую кольт, а куда-то на его ботинок.
«Восьмерки» незаметны, но они склеивают повествование. Без раскадровок надо иметь калькулятор в мозге, чтобы уследить все эти детали.
Если же есть схема планов, всегда сверяйте по ней направление взглядов. Конечно, этим занимается профессиональный оператор, но в случае безбюджетного кино за камерой вряд ли будет стоять профессионал. Хотя, даже им необходима схема, чтоб не запутаться.
Польза четвертая. Командный дух.
Всем на площадке хочется ощущать себя пригодным и полезным. Без раскадровок возникает ощущение брошенности. Звукорежиссер не понимает, где и как спрятать удочку в следующей сцене. Где можно использовать петлички, а где микрофон. Гример все утро мажет актеру руки, а потом выясняется, что сегодня только крупный план лица до обеда. А после обеда надо снова убить два часа на грим рук, потому что актер все смыл перед едой.
Без раскадровок второй режиссер, если таковой имеется, просто не нужен. Он сойдет с ума, организовывая то, что спонтанно рождается на площадке.
В этом случае второй режиссер превращается в мальчика на побегушках, чьи функции — не организация творческого процесса, а подношение кофе и стульчиков режиссеру.
Без схемы визуальной части весь процесс на площадке — тайна в голове режиссера. Безусловно, многим казахстанским режиссерам нравится подобная загадочность и оттого большее внимание к своей персоне, но мы ведь люди бедные, и наши цели — просто снимать кино. Потому готовьте раскадровки.
Спасибо за прекрасную публикацию. Мне очень понравилось.
Да, наконец-то я подробно понял важность.
во первых данный пример раскадровки с ошибками по оси. Персонаж в ожидании должен быть композиционно сдвинут в левую часть экрана. Появление второго персонажа.должен быть в правой части и первым персонажем по переднему плану в левой части. не пресекай ось восприятия!!!
И знаешь с какой стороны и как крепить скрывая дешевые огромные приемники от петличек на актерах! Ребята, делайте раскадровки блин все! Облегчите работу и не заставляйте спрашивать. Адильхан — браво!