Юлианна Леньшина.
25 января, в «Кинопарке» «Есентай Молла» прошла пресс конференция с Федором Бондарчуком, главной темой которой стал его новый фильм, показанный накануне для узкой аудитории.
«Притяжение» сумело притянуть к себе интерес. Дискуссия оказалась живой и содержательной. Были затронуты не только технические подробности картины, но и идея фильма, которая прослеживается в каждой новой сцене.
Тема инопланетян. Неожиданно для российского проката. Казалось бы это больше присуще западу. Миллион раз мы следили за тем, как рушится Нью-Йорк, и, наверное, не привычно видеть, как под натиском космического корабля складываются в гармошку советские здания, по улице бегут постсоветские люди, а дети идут в привычные пошарпанные школы с общим гардеробом на первом этаже. Кажется, это все не сочетается с масштабами корабля-глаза. Однако всматриваясь в фильм все больше, пропадает ощущения не соответствия. Ловишь себя на мысли, что такое действительно может быть. Почему бы и нет?
Как сказал Федор Сергеевич, это история не о вторжении инопланетян в Россию или куда-либо еще. Это фильм о людях. Причем о современных людях. Об их жестоких беспринципных нравах, об их неумении решать конфликты путем диалога. Об огромном количестве бесполезных войн и о новых способах их ведения, например, с помощью неограниченного информационного потока.
Самый смелый шаг Бондарчука − это показать, что инопланетяне это человеческая раса. На вид они точно такие же, только умственно более развиты и живут в отличных условиях. И они осознали главное, что мир нужно не разрушать, а строить, потому что это наш дом, #НашаЗемля.
Эти идеи пронизывают весь фильм от начала и до конца. Каждая сцена буквально кричит: «Одумайтесь, зрители! Вы губите себя сами. Сами бросаетесь в трясину, из которой уже не выбраться и конец может быть соответствующим».
Эти проблемы на конференции долго обсуждать не стали. Наверное, каждый сделал собственный вывод и понимающе покачал головой. Федор Сергеевич говорил, что именно такие мысли он старался вложить в фильм. Ведь инопланетные штучки − это лишь обертка от конфеты, а сама начинка внутри. Но боюсь, что не каждый зритель развернул фантик, и не всем конфетка пришлась по зубам.
Возможно, именно поэтому журналистов больше интересовали затраты на картину, и Бондарчук быстро и смело выложил на стол все цифры: рассказал о подготовительном, о съемочном периоде и планах на будущее. Самым интересным, по его мнению, было работать с творческими людьми. С композитором, которого первый раз привезли в Россию и он как ребенок, радостно чвакал по лужам, записывая звуки на микрофон. С художниками и архитекторами, которые несколько месяцев пытались найти незаезженный макет корабля, за основу которого в итоге была взята видоизмененная молекула воды. Хотя сам Бондарчук предпочитает называть это «Глазом».
Была еще одна маленькая ремарка от режиссера. Об основе замысла. Война в фильме для того, чтобы достоверно показать на экране российскую армию, которая, по словам Бондарчука, сильно изменилась со времен «Девятой роты». Вопросы о политике были внесены в список табу, и поэтому осталось за кадром в каких странах будет прокат и кого именно Россия хочет напугать своей техникой. Известно, что фильм уже переделывается под Китайскую цензуру (наверное, китайцы должны быть в курсе в первую очередь). А там, надеюсь, и запад с «Айтюнса» фильм скачает, если демократия его, конечно, не запретит.
Долго поговорить с режиссером не удалось, так как опоздания бич нашего общества. Но главное, что если прокат будет достойным, нас ждет продолжение. Возможно о новом мире, который состоит практически полностью из воды.