АЛЕКСАНДРА ПОРШНЕВА.
Дневниковые заметки о кинофестивале. Первый день показов.
Международный кинофестиваль Евразия – единственный крупный фестиваль нашей страны. Каждый год кинематографическая среда с нетерпением, едва дыша, ожидает свежего глотка кино, чтобы потом ощущать в своей голове ясность мысли и чувствовать пульс современного кинематографа до следующей прекрасной осени.
Любовь – чувство особенное для каждого. Она – губительна, прекрасна, страстна, ненасытна, возвышена и, в конце концов, обыденна. А еще она выбрана темой нынешнего фестиваля. Потому заглавным стоит известный вопрос: любите ли вы кино так, как любим его мы?
«Любовь к профессии» в этом году выражается на фестивале в форме мастер-классов, круглых столов и вот уже пятый год проводимого питчинга «Eurasia SPOTLIGHT». Причем в этом году ведущие международной площадки кинопроектов продюсеры Анна Качко и Ильяс Ахмет обозначили важность короткого метра и документального кино, кои до сегодняшнего дня не включались в список участников мероприятия. Интересно, что в этот раз участие принимали преимущественно молодые кинематографисты. Некоторые с дебютами.
Были представлены проекты разной жанровой и тематической направленности: документальное (Катерина Суворова, «Из жизни планет») и игровое кино (Вениамин Илясов «Английский для начинающих», Аян Найзабеков «Безмолвное путешествие»). В их числе – и социальная драма (Азиз Заиров, «Девушка и море»), и комедия (Эльдар Шибанов «Нотариус из Варанаси»), и размышление (Газиза Малаева «Рассвет»), и еще много интересного.
Однако результаты второго по накалу страстей события фестиваля (разумеется, после оглашения победителей) будут оглашены только сегодня, 26 сентября, чего мы, уважающие и влюбленные в кино, будем с нетерпением ждать.
Определенно, важнейшей частью кинофестиваля являются показы картин, и поэтому мы будем говорить о конкурсной программе, проходящей под прекрасным определением «Любовь к кино».
Задаемся вопросом: есть ли в этом кино любовь?
Документальный фильм «Отражение гор. Алтай» (реж. Александра Марченко) – о людях, являющихся отражением невероятно красивой земли и культуры. В картине представлены три героя, которые в свою очередь рассказывают о любимом крае, об индивидуальном единении с природой, размышляют о собственном предназначении. Поначалу рапидная съемка затягивает, обволакивает зрителя крупными планами, однако затем всё больше напоминает презентационный научно-популярный фильм о положительном влиянии малого и среднего бизнеса на развитие отдаленных уголков страны. К сожалению, вся красота и поэтика, вложенная в визуально-изобразительный ряд, становится определенно контрастирующей со стандартным подходом к функции закадрового текста, заполняющей эфир. Всей этой красивости не хватает эмоционального раскрытия, очищения. Потому всю любовь к родному краю и делу нивелирует обыкновенное чувство симпатии.
Документальная картина «Странствующая душа – в поисках Евразии» (реж. Шиня Ватанабэ) интересна взглядом на вопросы самоидентификации жителей стран евразийского континента. Особенно данный фильм важен для ощущения и определения ментальности разных народов, проживающих на отрезке путешествия самого режиссера. Но форма, в которую облачена идея картины о взаимодополнении культур разных народов, по-прежнему остается шаблонной: графические карты становятся заглавием каждой главы-страны, и носят налет школьного урока истории. Однако важнее всего то, что отечественному зрителю, возможно, эта история покажется очень знакомой и даже обыденной.
Жанна Исабаева представила сегодня картину «Бопем», повествующую о драматической судьбе мальчика-инвалида. Надо сказать, что картина вызывает реакцию однозначного неприятия. Говоря о любви к кино нужно заметить определенную шаблонность в изобразительно-повествовательной линии картины: одинокий герой, Аральское море (пустыня), заброшенные корабли. Ничего вам не напоминает? Но даже не в образной вторичности дело, а в том, что кроме пустоты картина на, казалось бы, тему социальной драмы о коррумпированности, проблеме выбора, об одиночестве, в конце концов, не оставляет ничего, кроме неприязни к самому главному герою. И снова промах. Где же это волшебное чувство?
«Чума в ауле Каратас» ‒ такой одновременно похожий на предыдущие картины и другой по отношению к ним же фильм Адильхана Ержанова. Узнаваемый по абсурдной составляющей, говорящей искреннее и честнее реализма, фильм – образец беспредельной любви к кино, боли за будущее народа. В каждом крике, танце, вопле, вое героев слышится голос автора. Здесь нет антагонистов, потому что условное пространство фильма – это зеркало реальности, в которой сложно разобрать правых и виноватых. Здесь каждый появляющийся символ в кадре и за ним – это пространство для думающего зрителя. Потому на вопрос из аудитории о чем «Чума», Адильхан ответил, что не хочет объяснять этого, потому как тогда поставит под сомнение интеллект зрителя. Безусловно, картина навряд ли понравится кинотрадиционалистам, однако нельзя отрицать важность творчества А. Ержанова, как самого патриотичного молодого режиссера.
Фильм победитель Берлинского кинофестиваля «Море в огне» (реж. Джанфранко Рози) оставил на данный момент лишь вопросы, для нахождения ответов на которые необходимо время. Пожалуй, для меня он оказался самым неоднозначным фильмом, увиденным вчера. С его вопросом ушла из кинотеатра, оставив на сегодня надежду ощутить тот самый прекрасный прилив чувств, именуемый любовью к кино.