Творчество Владимира Тюлькина: в поисках ответов

Куанышбек Жакпаров.

О фильмах Владимира Тюлькина я рисковал никогда не узнать, ибо документалистика в Казахстане не то что бы и скрыта, но попросту никому не интересна – ни в профильных ВУЗах, нет отдельного предмета, посвящённого документальным фильмам, ни в кинотеатрах их не встретишь. Однако, получая задание на производственную практику, включавшее в себя интервью с автором, я не ожидал, что это может быть настолько интересно.

Получив небольшой список рекомендованных самим Владимиром Викторовичем фильмов, я приступил к просмотру. Рассказ пойдёт в хронологическом порядке, по годам выпуска лент.

Первым будет фильм «Повелитель мух», повествующий о пенсионере, который в 1990 году изобрёл универсальный способ борьбы с мухами и одновременно практически бесконечный источник питания для своей маленькой куриной фермы. Способ таков: на гниющее мясо садятся мухи, откладывают личинки, а затем этих опарышей поедают курицы. Но, всё не так просто.


Вот такие интересные приёмы встречаются в «Повелителе мух»


Данный фильм был бы просто отечественной версией программы «Как это работает» канала Discovery, если бы не одно но: данный «мухотрон», как его зовёт и владелец, и односельчане, сравнивается с диктаторским государством, где главный персонаж является богом, курицы – его представители, а опарыши – народ, столь же многочисленный, сколь беззащитный и глупый. Глубокая аллюзия на фоне распада СССР! Да и сейчас она как нельзя кстати. Этот второстепенный замысел подчёркивается и очень «советской» музыкой – оркестровой сюитой «Время, вперед!» Георгия Свиридова.

Следующий фильм ‒ «Опыт креста» 1995 года, рассказывает о жизни детей, отбывающих срок в детской колонии. За то недолгое время, что длится картина, нам продемонстрируют жёсткую дисциплину, к которой приучают тюремные контролёры; один из воспитанников расскажет о том, как устроена тюремная иерархия, как некоторых «опускают», словом, напрочь отобьют желание попасть в подобный «лагерь».

Больше рассказывать о фильме нечего, однако, стоит отметить, что он, по всей видимости, показал пример другим странам и на YouTube фильмов с идентичным названием великое множество. Например, в Беларуси сняли фильм с таким названием, но по сравнению с казахстанской версией, белорусская очень мягкая и «заведение» там, по ощущениям, не пенитенциарное, а скорее оздоровительное и развлекательное, настолько там всё хорошо.

Третий фильм – «Не про собак», по моему мнению, является самым интересным из всего, что я посмотрел в рамках этого списка. Снят он был в середине 2000-х и рассказывает о двух людях с противоположными задачами – пенсионерке, которая спасает от ловцов бездомных собак, и самом ловце, раскрывающимся по ходу повествования.


Героиня фильма «Не про собак»


Эта картина интересна больше конфликтом не между персонажами, а между отношениями зрителей к ним: один ‒ делает добро, спасает животных, но живёт в жуткой антисанитарии, а другой, вроде бы и совершает антигуманные действия в отношении животных, но с другой стороны спасает людей от бешеных собак, способных кого-то загрызть. При этом, нет и намёка на то, за кого сам режиссёр, Тюлькин не заявляет, кто в его фильме хороший, а кто плохой и не указывает, чью сторону надо занять. Этот выбор он оставляет зрителю, которому лучше бы иметь крепкие нервы, потому что «зрелище», если вообще допустимо это так называть, иногда бывает очень жестоким, как вы могли понять из написанного выше.

Выхожу практически на финишную прямую и здесь меня ожидает фильм «Обречённые выжить», посвящённый паре бывших наркозависимых, что болеют СПИДом. В данной картине поднимается вопрос о том, что подобных людей, которые были когда-то наркоманами, но которым удалось «слезть с иглы» с тяжёлыми последствиями, люди сторонятся и избегают.

Несмотря на неизлечимую болезнь, героини не теряют веры в то, что всё будет хорошо, раз они всё ещё живы, показывают крепость духа и стремление жить полной жизнью, у одной из них уже даже есть муж и ребёнок.

Хоть фильм и не предлагает конфликта, как «Не про собак», он берёт тем, что персонажи сами по себе интересные люди, аналогично тому, как это было в «Повелителе мух». Но, здесь нет второго дна и не надо выбирать чью-либо сторону – просто поучительная история о вреде наркотиков от тех, кому повезло остаться в живых.

Венец программы – «13 километров» 2018 года, самая свежая работа режиссёра, рассказывающая о слепом фермере, живущем недалеко от Усть-Каменогорска. Герой двадцать пять лет назад потерял зрение и теперь живёт, не зная о том, станет ли следующий день последним.


Описание фильма  простое, но содержание далеко не так тривиально.


Лично по моим ощущениям, «13 километров» является самой скучной работой из всех, о которых я здесь рассказал. Герой – очень позитивный человек, он старается жить так, чтобы ни о чём не жалеть, делает всем добро, зла ни на кого не держит и по словам самого режиссёра, является воплощением Иисуса Христа. Конфликта нет, есть лишь рассказ о жизни: как встретил жену, как начал заниматься фермерством и так далее… Все это разбавлено ходьбой по просторам Восточно-Казахстанской области.

В фильме нет интересного монтажа, как в «Не про собак», когда после очередной сцены отлова собаки и её казни идет реплика персонажа о том, что «работа может и жестокая, но он сам по натуре очень ласковый»; нет монтажа, как в «Повелителе мух», когда герой в ускоренном темпе делает зарядку и отправляется по делам под динамичную музыку советских времён, будто нам показывают все достижения промышленности и тружеников в двух минутах. Работа, в целом, довольно приятная, но не более того – нет остроты, конфликта, а без этого не очень интересно наблюдать за происходящим.

Вообще, моим заданием было написать только о фильме «13 километров», однако, по моему мнению, говорить только о нём в отрыве от остального творчества режиссёра было бы ошибочно. Познакомившись с данными работами, я для себя чуть-чуть приоткрыл отечественную документалистику и удивился тому, какие же добротные работы скрыты от широкого зрителя.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *