Казахстан в Каннах

АЯН НАЙЗАБЕКОВ.

2017 год для казахстанского кинематографа уже стал в каком-то смысле поворотным.

Состоявшиеся кинематографисты сделали шаг в сторону начинающих, открыв молодежную секцию Национальной Академии кинематографических искусств и наук, что не является обычной практикой в других индустриях; международный кинофестиваль «Евразия» как минимум на один год переезжает в столицу, и на нем активно задействуются силы молодежной секции; на Каннском кинофестивале открылся национальный кинопавильон. У Казахстана, на одном из самых популярных и знаменитых фестивалей в мире, появился свой дом.

Вполне естественно, что КазНУИ, как киношкола, не мог остаться в стороне от такого знаменательного события и оказал содействие в создании павильона. Помнится, в прошлом году у Казахстана был очень маленький стенд в не самом проходимом месте, куда «Шабыт» отправил большую делегацию, в которую помимо руководства и официальных лиц, входили и учащиеся. Несбыточная даже для многих состоявшихся кинематографистов мечта стала явью для студентов. И это, кажется, становится хорошей традицией, так как в этом году, на юбилейный 70-й кинофестиваль прибыла еще большая делегация, с еще большим количеством фильмов ‒ участников программы Short Film Corner.

Прибывшие студенты моментально попали в водоворот событий и увидели главное киномероприятие мира изнутри. Это, несомненно, оставит свой след в их дальнейших карьерах. Так, например, дирекция кинопавильона в лице Анны Качко, 24 мая организовала встречу участников Short Film Corner, не только из КазНУИ, но и из академии имени Т. Жургенева с представителями различных киноиндустрий, фестивалей и фондов с целью наведения мостов между поколениями начинающих и состоявшихся кинематографистов. Асылхан Шакенов с работой «Однажды в маленьком городе», Елжас Ертысбаев с картиной «Белый. Черный. Серый», Дархан Тулегенов с фильмом «Маршрут» и я с фильмом «Отец» продемонстрировали гостям павильона свои картины, рассказали о существующих, но пока не реализованных сценариях и замыслах. В ответ получили то, что принято называть обратной связью: советы, подсказки, рекомендации, а главное ‒ контакты.

Второй раз приезжая на Каннский кинофестиваль, могу сказать, что он однозначно производит мощнейшее впечатление. Это гигантская производственная машина, в которой немыслимое количество аккредитованных журналистов, телевидения, гостей, звезд. Однако самой важной составляющей было, есть и будет общение, и к общепринятому заблуждению относительно программы Short Film Corner это имеет самое прямое отношение.

Jpeg

Бытует мнение, что сама по себе эта программа является чем-то второсортным, чем не стоит гордиться. Возникает резонный вопрос: а чем вообще тогда можно гордиться условному студенту-кинематографисту, или начинающему кинолюбителю? Студенческими фестивалями и их ничего не меняющими наградами? Важно понимать, что вся прелесть Short Film Corner даже не в скрининге (студенческое кино никогда не сравнится с полным метром, ведь «коротышей» добрая половина зрителей смотрит фильм сквозь сон), и не в формулировке «Мой фильм попал на Каннский кинофестиваль». Short Film Corner является официальной программой Каннского фестиваля, и ценно здесь не то, что фильм попал в Канны, а то, что в Канны попал его создатель, чтобы воочию поглядеть на сильнейших в мире кинематографистов.

Разумеется, если просидеть все дни фестиваля на показах, понять этого невозможно. Ведь суть в общении как с состоявшимися, так и с начинающими кинематографистами со всего мира, в обмене опытом, контактами, в той самой «обратной связи» после просмотра фильмов друг друга.

И Каннах есть все условия для такого рода общения. Именно здесь молодые кинематографисты могут найти себе продюсера или спонсора для следующих фильмов, познакомиться с представителями других кинофестивалей, завести новых друзей.

Все это я веду к тому, чтобы разъяснить одну очень простую истину о Каннском кинофестивале. Вся эта система с тысячами посетителей, картин и участников работает на одном только принципе: «Успешен тот, кто вкладывает в будущее». Каннский кинофестиваль создан только для того, чтобы открывать новые имена, давать дорогу молодым. И потому реально греет душу факт того, что в Казахстане есть люди, которые это понимают.

Аян Найзабеков

Режиссер. Сценарист. Преподаватель Казахского национального университета искусств (Нур-Султан).

1 комментарий

Добавить комментарий для Восьмерка | Итоги фестиваля ZHAIK Film Fest-2017 Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.